Цадкин Осип



Цадкин Осип (Иосель-Шмуйле Аронович)
(1888, г. Витебск –1967, г. Париж)

Скульптор.

Яркий представитель Парижской школы, выдающийся скульптор ХХ столетия Осип Цадкин родился 28 января (9 февраля) 1888 года в городе Витебск. По одной из распространённых версий отец художника, Арон Цадкин, был преподавателем древних языков в Смоленской семинарии, хотя документального подтверждения этому не найдено. Мать, София, урождённая Лестер, происходила из семьи шотландских кораблестроителей, переселившихся в Россию при Петре I.

В 1900–1904 годах Цадкин учился в Первом витебском городском четырехклассном училище, первые два года – в одном классе с Марком Шагалом, впрочем, приятельских отношений между ними не сложилось. За небольшую дополнительную плату в училище Цадкин овладел столярно-токарным ремеслом, что позже пригодилось ему в скульптурном творчестве. Также будущий художник брал уроки рисования у Иегуды Пэна, выпускника санкт-петербургской Императорской Академии художеств, в его витебской школе-студии.

В 1905 году по решению отца Цадкин был отправлен в Англию к двоюродному брату матери Джону Лестеру. Юноша жил в Сандерленде, учился в пансионе, а по вечерам посещал художественную школу при местной мэрии. Спустя год он самовольно уехал в Лондон и поступил на работу в столярную мастерскую. Знаковым событием в жизни Цадкина стало посещение Британского музея, после чего он окончательно определился в своём стремлении к художественной карьере. В 1907 году Осип Цадкин занимался на вечерних курсах в Политехнической школе, в 1909 – изучал резьбу по дереву в Школе искусств и ремесел. Летние месяцы в это время он проводил в Витебске.

Осенью 1909 года Цадкин уехал из Лондона в Париж чтобы продолжить своё обучение. Он поступил в Национальную высшую школу изящных искусств, где занимался под руководством скульптора Жана-Антуана Инжальбера, однако, спустя полгода разочаровался в академических методах преподавания и прекратил посещать занятия. Ведомый желанием заниматься авангардным искусством, в 1910 году Цадкин снял квартиру-студию в знаменитом «Улье» («La Ruche») на Монпарнасе, войдя в круг художников и пропагандистов современного искусства. Под влиянием общения с поэтами Максом Жакобом и Гийомом Аполлинером Цадкин начал писать стихи и прозу, обнаружив незаурядный литературный дар; впоследствии творческое наследие художника включило в себя много поэтических произведений, а также книги «Путешествие в Грецию», «Три свечи» (Амстердам, 1955), «Клетка и птица» (Париж, 1968).

Главным видом творчества Осипа Цадкина стала скульптура, тягу к которой он испытывал с детства. «Однажды, будучи ещё мальчиком, я нашёл великолепную белую глину. Когда я стал мять её руками, я испытал ни с чем несравнимое наслаждение, которое испытываю до сих пор», – писал художник в своих воспоминаниях.

В 1911 году Цадкин впервые представил свои скульптуры в Осеннем Салоне и Салоне Независимых. Он участвовал в 1-й выставке Художественно-артистической ассоциации в Петербурге (1912), Новом Сецессионе в Берлине (1914), авангардисткой выставке «Allied Artists Association» в Лондоне (1914), других.

Во время Первой мировой войны в 1915 году Цадкин вступил добровольцем во французскую армию и был назначен санитаром в полевой госпиталь под Эперне. Пережив газовую атаку немцев, художник тяжело заболел и в 1917 году был демобилизован.

В 1918 году Осип Цадкин, «больной, раздавленный морально и физически», возвратился в Париж. Совместно со своими друзьями Амедео Модильяни и Моисеем Кислингом он организовал выставку, где показал 25 рисунков на военные темы. Она имела большой резонанс в художественной среде Парижа.

В начале 1920-х годов Осип Цадкин нашёл свою индивидуальную пластическую манеру, сочетающую принципы кубизма с элементами архаичного искусства. Яркими примерами стиля художника являются скульптуры «Женщина с веером» (1920), «Музыкальное трио» (1928), «Менады» (1934), «Посвящение Баху» (1936), «Христос» (1939), другие.

В 1920 году в Бельгии в брюссельской галерее «Кентавр» состоялась первая персональная выставка художника, за ней, в 1920–1930-х годах последовали другие, групповые и персональные, в галереях и музеях разных стран мира. В Париже (1923, 1931, 1932), Москве (1928), Белграде (1930), Венеции (1932), Брюсселе (1933), Женеве (1933), Праге (1935), Нью-Йорке (1937), другие.

В 1930-х годах к художнику пришло международное признание.

Нападение фашистской Германии на Францию принудило Осипа Цадкина переехать в США, где он прожил до 1945 года. В это время в его творчестве развивается новая тематическая линия – антивоенная, которая нашла отражение во многих скульптурах художника 1940–1950-х годов («Воитель», 1943; «Узница», 1943; «Воющий Арлекин», 1944), но наиболее ярко воплотилась в самом известном, экспрессивно-пронзительном произведении Цадкина – «Разрушенном городе» (другое название «Памятник разрушенному Роттердаму», 1953, Роттердам, Нидерланды). Эта скульптура, по словам Цадкина, передающая «не реальность натуры, а реальность чувств», является своеобразной визитной карточкой мастера.

В 1945 году Осип Цадкин возвратился в Париж; преимущественно работал в области станковой и монументальной скульптуры, занимался графикой (рисунки, офорты, литографии, гуаши). Важной частью деятельности Цадкина стала педагогическая работа – он преподавал в мастерских Академии Гранд Шомьер.

Конец 1940-х – 1960-е годы – пик творчества художника, когда его манера стремительно эволюционирует, а одной из главных тем в искусстве становится идея созидания. Цадкин воплощал её в образах мифологических персонажей («Орфей», 1948; «Орфей», 1954; «Прометей», 1954), а также в произведениях-посвящениях выдающимся мастерам мирового искусства («В честь Родена», 1945; «Портрет Винсента Ван Гога»,1956; памятник Ван Гогу («Шагающий Ван Гог»), 1961, Овер-сюр-Уаз, Франция; двухфигурная группа «Братья Ван Гог», 1964, Зюндерт, Голландия). Более ста выставок художника состоялось за этот период. Осип Цадкин был удостоен многих престижных наград и премий, среди которых: Гран-при в области скульптуры на Венецианской биеннале в 1950 году, Национальная премия Франции в области искусства в 1960 году, орден Почётного легиона (1966).

Умер Цадкин в 25 ноября 1967 года в Париже, похоронен на Монпарнасском кладбище.

Произведения художника представлены во многих музейных и частных собраниях разных стран мира. Большая коллекция работ хранится в Музее Цадкина в Париже, который был открыт в 1982 году в мастерской художника на улице д’Aсса (d'Assas). Семь произведений Осипа Цадкина (4 скульптуры и 3 гуаши), относящиеся к разным периодам творчества художника, находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».