Шагал Марк



Шагал Марк Захарович  (Моисе́й Ха́цкелевич)
(1887, г. Витебск –1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция)

График, живописец, сценограф.

Выдающийся мастер авангардного искусства ХХ века Марк Захарович Шагал родился 25 июня (7 июля) 1887 года в городе Витебск в небогатой еврейской семье.

В 1900–1905 годах он учился в Первом витебском городском четырехклассном училище, в 1906 году около двух месяцев посещал школу-студию выпускника санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иегуды Пэна, где получил азы художественного образования.

В 1907 году для продолжения обучения Марк Шагал отправился в Санкт-Петербург, где сначала занимался в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств, а в 1909–1911 годах – в частной художественной школе-студии Елизаветы Званцевой, где преподавали Лев Бакст и Михаил Добужинский.

В 1911 году стипендия, назначенная петербургским юристом, видным деятелем еврейского движения в России, Максимом Вина́вером, позволила молодому художнику поехать в Париж. Здесь Марк Шагал познакомился с новейшими достижениями европейского искусства, сблизился с его представителями и пропагандистами (Гийомом Аполлинером, Блёзом Сандраром, другими), посещал занятия в частных парижских художественных школах – Академии де ла Гранд Шомьер и Академии Ла Палетт, изучал музейные собрания, и сформировался как художник с яркой индивидуальной творческой манерой. Произведения Шагала были представлены на ряде выставок, в том числе в Салоне Независимых и Осеннем Салоне (1912); появились положительные отзывы европейских и российских критиков о художнике.

Летом 1914 года Шагал приехал в Витебск, не планируя задержаться здесь надолго, однако начавшаяся Первая мировая война внесла в планы художника коррективы: возвращение во Францию отложилось на неопределённый срок. В 1915 году Шагал женился на Белле Розенфельд, с которой был знаком еще с 1909, и которая стала подлинной музой художника. С её образом неразрывно связана любовная тема в творчестве Шагала, черты Беллы узнаваемы в лицах почти всех женских персонажей в произведениях художника – до самых последних работ.

В 1915 году Шагал переехал в Петроград, работал в Военно-промышленном комитете, входил в круг авангардных художников России, активно выставлялся. 1915–1919 годы считаются одним из пиков в творчестве художника, именно в этот период были созданы его самые прославленные произведения: «Прогулка» (1918), «Над городом» (1914–1918), живописные полотна серии «Любовники». В Петрограде Шагал встретил обе революции 1917 года: февральскую и октябрьскую, и восторженно принял их, как и большинство художников-авангардистов, решивших, что социальный переворот продолжает начатую ими революцию в искусстве.

В 1918 году Народный комиссариат просвещения назначил Марка Шагала уполномоченным по делам искусств Витебской губернии, передав в его подчинение художественное образование, музеи и театр. На этой должности Шагал руководил работами по художественному оформлению Витебска к первой годовщине революции; открыл и в 1919–1920 годах возглавлял витебское Народное художественное училище, которое, по его замыслу, должно было стать высшим учебным художественным заведением нового, революционного типа.

В 1920 году Шагал переехал в Москву, где активно сотрудничал с Государственным еврейским камерным театром Алексея Грановского, а также преподавал рисование в трудовой колонии «III Интернационал» для детей-сирот в подмосковном посёлке Малаховка.

В начале 1920-х годов Марк Шагал принял решение о переезде в Европу. В своём дневнике он пишет: «Ни царской, ни советской России я не нужен. Меня не понимают, я здесь чужой… Последние пять лет жгут мою душу… Возьму с собой жену и дочь, уеду насовсем. И может быть, вслед за Европой, меня полюбит моя Россия». В 1923 году художник уехал в Берлин, в 1923 – перебрался в Париж.

В 1924 году в парижской галерее «Barbazanges» состоялась первая персональная выставка художника; в 1937 году Марк Шагал получил французское гражданство. В 1920–1930-е годы наряду с живописью Шагал большое внимание уделяет станковой графике и книжной иллюстрации: создаёт серию офортов на тему цирка, иллюстрирует свою книгу-дневник «Моя жизнь», «Мёртвые души» Николая Гоголя, «Басни» Жана де Лафонте́на, Библию.

1930-е годы – время мирового признания таланта художника. Однако тогда же в нацистской Германии его произведения подвергаются уничтожению: в 1933 году в Мангейме на выставке, устроенной нацистами, произведения Шагала были публично сожжены.

В 1941–1947 годах Марк Шагал вместе с семьёй жил в Нью-Йорке. Наряду с живописными и графическими произведениями художника этого периода, большой интерес представляют декорации и костюмы, созданные для постановок Леонида Мясина в Театре балета в Нью-Йорке, например, к балету Игоря Стравинского «Жар-птица» (1945).

В 1948 году художник возвратился во Францию. Одна за другой в разных странах мира проходят выставки его произведений: в Амстердаме и Лондоне (1948), Берне и Иерусалиме (1951), Турине (1953), Базеле и Берне (1955), Париже, Мюнхене и Гамбурге (1959), Токио и Киото (1963), Париже, Цюрихе и Кёльне (1967), другие. В 1973 году выставка работ Марка Шагала состоялась в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.

С 1960-х годов продолжая активно заниматься живописью и графикой, Шагал много работал в монументальном искусстве: создавал мозаики, росписи, витражи, шпалеры; увлекался скульптурой и керамикой. К выдающимся произведениям мастера относятся росписи плафона парижской Гранд Опера (1964) и витраж «Окно мира» («Мир») в приёмном зале Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке (1964).

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции – Большого креста Почётного легиона; в 1977–1978 годах ретроспективная выставка работ художника, приуроченная к 90-летию, состоялась в Лувре.

28 марта 1985 года Шагал умер в своём доме «Холмы» в городе Сен-Поль-де-Ванс. Был похоронен на местном кладбище.

Произведения Марка Шагала представлены в государственных музеях и частных собраниях многих стран мира. В Беларуси значительной коллекцией графических работ художника располагает Музей Марка Шагала в Витебске. Шесть произведений Шагала, представляющие разные периоды творчества великого художника, находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк», четыре из них включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.