Стеллецкий Дмитрий



Стеллецкий Дмитрий Семенович
(1875, Брест —1947, Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем, Франция)

Живописец, скульптор и иконописец.

Один из ведущих художников русской эмиграции во Франции Дмитрий Стеллецкий родился 1 (13) января 1875 года в городе Брест-Литовск Гродненской губернии (сейчас – город Брест) в семье военного инженера Семёна Стеллецкого. Детство будущего художника прошло в имении отца (сейчас – Каменецкий район Брестской области).

В 1896 семья Стеллецких переехала в Санкт-Петербург, и в этом же году Дмитрий поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Первоначально его зачислили на архитектурное отделение, но достаточно быстро он увлёкся скульптурой и в 1 марта 1897 года перешёл на скульптурное отделение. Главным наставником Стеллецкого стал известный скульптор академического направления, профессор Гуго Залеман. Наряду со скульптурой, Стеллецкий успешно занимался графикой, интересовался живописью. Так, например, будучи студентом, он выполнил иллюстрации к «Слову о полку Игореве», которые впоследствии, в 1911 году, по рекомендации Валентина Серова, приобрела Третьяковская галерея.

В годы учёбы определилось основное направление интересов художника: искусство Древней, допетровской, России, для изучения памятников которого Стеллецкий, начиная с 1900 года, периодически ездил по русским городам и монастырям: в 1903 побывал в Новгороде, в 1907 посетил Ферапонтов и Юрьевский монастыри, путешествовал по Русскому Северу.

В 1903 году Дмитрий Стеллецкий успешно закончил своё обучение, удостоившись за скульптурную группу «Узники» серебряной медали и звания скульптора-художника. В 1904 – отправился в Париж, где в течение нескольких месяцев посещал частную художественную Академию Жюлиана.

По возвращении в Россию Стеллецкий продолжил изучение древнерусского искусства; работал в художественно-промышленных мастерских в Талашкино, организованных княгиней Марией Те́нишевой с целью возрождения традиционных русских художественных ремёсел; создал ряд скульптурных, живописных и графических произведений, обращаясь к сюжетам истории и используя стилистику произведений искусства допетровской Руси, среди которых живописные панно «Сражение» (1906), «Соколиная охота Ивана Грозного» (1906), «Четыре времени суток» (1912), скульптурные композиции «Марфа-посадница» (1906), «Гусляр» (1908), «Знатная боярыня» (1909), другие. Художник также выполнил галерею скульптурных портретов (статуэтки и бюсты) своих современников, деятелей искусства: архитектора Юрия Стравинского (1906), художника Александра Головинá (1907, 1909), композитора и дирижёра Эдуарда Напра́вника (1913), художника Валентина Серова (1913), других.

Стеллецкий занимался монументально-декорационным искусством: создал декорации и костюмы к драме Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» для Александри́нского театра (1908–1909), к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» (1910) для Мариинского театра в Санкт-Петербурге, других. Известный художественный критик, художник Александр Бенуа так писал о его эскизах к «Царю Федору Иоанновичу»: «Стеллецкий пользуется драмой Толстого только как предлогом, сочиняет зрелище, в котором действующими лицами являются ожившие лики святых, а декорации – палатное письмо, т.е. увеличенные архитектурные фоны икон… это, действительно, краски старины… От них веет подлинным церковным духом, таинственной и страшной смесью масла, воска и ладана».

Дмитрий Стеллецкий регулярно экспонировал свои произведения на выставках: Нового общества художников (Санкт-Петербург, 1906, 1907), Союза русских художников (1907–1913; член общества с 1910), общества «Мир искусства» (Санкт-Петербург, 1906; Санкт-Петербург, Москва, 1911–1913; член общества с 1912), «Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906), Балтийской выставке в Мальмё (Швеция, 1914), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914), других. В 1911 году персональная выставка Дмитрия Стеллецкого состоялась в Санкт-Петербурге, в редакции журнала «Аполлон».

В 1907 году Стеллецкий посетил Италию, – осмотрел Венецию, Флоренцию, Рим, побывал в Париже; в 1914 отправился в новую поездку по Италии и Франции. В Париже художника застала Первая мировая война.

В Россию он больше не вернулся.

Жил Стеллецкий в Париже и на юге Франции в небольшом городке Ла-Напуль в Приморских Альпах недалеко от Канн. Продолжал много, разнопланово и плодотворно работать, создавая декоративные панно, станковые картины, иконы, разрабатывая театральные декорации, занимаясь скульптурой и монументальной живописью, увлекаясь книжной графикой и рукописной книгой. Активно выставлялся: участвовал в выставках русских художников в Венеции (1920), Париже (1921, 1931, 1932), Нью-Йорке (1924), Питтсбурге (1926), Брюсселе (1928), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), Лондоне (1935), других. Провел персональную выставку в парижской галерее «Мэри-Элизабет» («Mary-Elisabeth», 1931).

В 1925 году Стеллецкий стал одним из учредителей общества «Икона», целью которого было объединение ценителей русской старины, сохранение и продолжение традиций православного религиозного искусства. Художник внёс выдающийся практический вклад в деятельность в этом направлении, выполнив фресковые циклы и иконы для ряда храмов русского зарубежья. В том числе – росписи и иконостас храма Се́ргиевского подворья в Париже (1925–1927), которые являются самой значимой работой Дмитрия Стеллецкого периода эмиграции.

В 1926–1930 годах преподавал монументальную и религиозную живопись в Русском художественно-промышленном институте в Париже. В 1931 году участвовал в организации Русского культурно-исторического музея в Праге, передал ему ряд работ, исполнил заставки к каталогу музея. В 1933 вошел в секцию художников Союза деятелей русского искусства во Франции.

С 1942 года Дмитрий Стеллецкий жил в так называемом Русском доме (дом престарелых, основанный княгиней Верой Мещерской для эмигрантов из России) в Сент-Женевье́в-де-Буа́ под Парижем. Умер 12 февраля 1947 года, был похоронен на Русском кладбище Сент-Женевье́в-де-Буа́.

Произведения Дмитрия Стеллецкого представлены в государственных и частных собраниях России, Франции, Великобритании, других стран мира. Три произведения художника («Сказка»; «Бояре» (диптих); «Ночь святого Иоанна», 1932) находятся в Беларуси – в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».