Инденбаум Лев (Леон)
(1890, Чериков, по другой версии — Чаусы, ныне Могилевская область — Опио, Прованс, Франция)
Скульптор.
Подобно многим мастерам европейского искусства прошлого столетия, чья жизнь и творчество ещё не являлись предметом всестороннего изучения специалистами, биография скульптора Льва Инденбаума, и особенно её «допарижский» период, пестрит «белыми пятнами», которые, надеемся, в самом скором времени, будут окончательно уточнены и восполнены.
И, прежде всего, это вопрос о том, где именно 10 декабря 1890 года Лев Инденбаум появился на свет. Некоторые источники указывают, что это произошло в одном из уездных городов Могилёвской губернии: в Черикове либо в Чаусах. Согласно другим сведениям, местом рождения художника может быть Вильно, где прошло его детство, когда после ранней смерти отца – ремесленника-басонщика, воспитание Льва взял на себя его дед, мастер переплётного дела. В хедере в Вильно Инденбаум получил начальное образование.
В период между 1904 и 1911 годами Лев Инденбаум занимался в рисовальных классах Художественно-промышленного общества в память М.М. Антокольского, которое существовало в Вильно в 1904–1915 годах. В 1905–1912 годах рисовальными классами руководил живописец Лев Антокольский, выпускник санкт-петербургской Императорской Академии художеств, двоюродный племянник прославленного скульптора Марка Антокольского, уроженца Вильно, в память о котором Общество было создано. Главной целью Общества было «содействие развитию художественной промышленности в губерниях Северо-Западного края путём распространения художественного образования среди ремесленников», поэтому наряду с рисовальными классами при обществе работали курсы лепки, столярного и малярного дела для ремесленников.
В ряде источников встречаются упоминания об обучении Льва Инденбаума в Одессе – в Художественном училище Общества изящных искусств. К сожалению, данная информация никак не конкретизирована.
В 1911 году Лев Инденбаум переехал во Францию, в Париж; поселился в «Улье» («La Ruche»), знаменитом доме-коммуне, созданном в 1902 году для начинающих художников меценатом и скульптором-любителем Альфредом Буше. Инденбаум быстро вошёл в местное художественное сообщество, сблизившись с Оскаром Мещаниновым, Марком Шагалом, Хаимом Сутиным, Осипом Любичем, другими. Тёплые дружеские отношения связывали Льва Инденбаума с Амедео Модильяни: известно, что какое-то время художники работали в одной мастерской, а в 1916 году Модильяни написал острохарактерный портрет Инденбаума, который в настоящее время хранится в Музее искусств Принстонского университета (PUAM) США (штат Нью-Джерси).
Главной сферой художественных интересов Льва Инденбаума стала скульптура. Подобно многим другим художникам-авангардистам, Инденбаум вдохновлялся искусством примитива – традиционной пластикой африканских племён, древневосточной, а также архаической и доклассической скульптурой Древней Греции. Их влиянием отмечены многие работы художника: головы, бюсты и торсы, выполненные из разных материалов, а также рельефы и скульптурные панно. Например, «Портрет Фужиты» (1915) – Фудзита Цугухару, прославленного мастера Парижской школы, выходца из Японии.
С 1912 года Лев Инденбаум регулярно представлял свои произведения на выставки в салонах: Независимых (с 1912), Осеннем (с 1913) и Тюильри.
Большое влияние на формирование индивидуальной манеры молодого художника оказали занятия под руководством великого французского скульптора, представителя неоклассицизма в европейском искусстве конца XIX – первой половины ХХ века, Эмиля Антуана Бурделя, в частной художественной школе Парижа – Академии де ла Гранд Шомьер, которую Инденбаум посещал в 1910-х годах. Влияние искусства Бурделя чувствуется в ряде произведений Инденбаума, например, в рельефе «Профиль молодого человека» (1914), «Женском торсе» (1919), «Архаичной голове» (1920), «Голове девочки» (1923), других.
В 1920–1930-х годах художник участвовал во многих групповых выставках во Франции и за её пределами. В том числе в экспозиции «Сотня с Парнаса» в Café du Parnasse (1921), в «Первой русской выставке искусств и ремёсел» в лондонской галерее «Whitechapel» (1921), «Выставке мастеров и молодых художников русского происхождения, работающих в Париже» в парижской галерее «L`Epoque» (1931), «Выставке русских художников» в парижской галерее «Zack» (1936), других.
Во время Второй мировой войны в годы фашистской оккупации Парижа Лев Инденбаум оставался в Париже, скрывая своё еврейское происхождение.
По окончании войны художник принял участие в выставке, организованной Комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа («Выставка современных русских живописцев и скульпторов», Париж, улица Ernest Cresson, 16, май–июнь 1945).
Широкий показ произведений художника состоялся на персональных выставках, прошедших в парижских галереях «Bosc» (1946) и «Montmorency» (1960).
В 1960–1970-х годах Лев Инденбаум продолжал активно работать и выставляться. Он участвовал в экспозиции «Двадцать две скульптуры, показывающие человека» в парижской галерее «Vendome» в 1964 году; в 1-м Фестивале скульптуры в Chateau de Saint-Ouen в 1967, других. В 1968 году скульптура художника решением Института Франции была удостоена престижной награды – премии Жоржа Вильденштейна.
Умер художник 29 сентября 1981 года в городке Опьо́ на юго-востоке Франции (департамент Приморские Альпы).
Произведения Льва Инденбаума находятся в музейных и частных собраниях Франции, Великобритании, США, Израиля, других стран мира. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представлены две бронзовые скульптуры художника – «Бюст девушки» (1930) и «Обнажённый мужчина» (1936).
Интересным фактом является продажа в 2004 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке мраморного барельефа Льва Инденбаума «Музыканты и антилопы» (1914) за 4,6 миллиона долларов, что составило мировой рекорд для произведений декоративно-прикладного искусства ХХ века.