Бакст Леон



Бакст (Розенберг) Леон (Лев Самойлович)
(1866, Гродно – 1924, Париж)

Живописец, график, сценограф, художник по костюмам, иллюстратор.

Выдающийся художник, академик живописи Лев Бакст родился 27 апреля (9 мая) 1866 года в губернском городе Гродно в состоятельной еврейской семье. Детство и юность будущего художника прошли в Санкт-Петербурге, куда вскоре после его рождения по коммерческим соображениям переехала семья.

После обучения в 6-й классической гимназии Санкт-Петербурга Лев Розенберг в 1883 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством Карла Венига, Павла Чистякова, Исаака Аскназия, ведущих мастеров исторической и портретной живописи. В 1887 году, разочаровавшись в системе академического образования, молодой художник покинул Академию, не завершив полный курс обучения.

В конце 1880-х – начале 1890-х годов работал в Санкт-Петербурге в мастерской учебных пособий, занимался книжной иллюстрацией, делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». Создавал жанровые и религиозные произведения, отмеченные влиянием критического реализма. С 1889 года стал подписывать свои работы псевдонимом Бакст, образованным от девичьей фамилии матери – Бакстер.

В 1890-х Лев Бакст изучал технику акварели под руководством Альберта Бенуа, академика, преподавателя акварельной живописи Императорской Академии художеств, главы Общества русских акварелистов; познакомился и сблизился с его младшим братом Александром Бенуа, художником и критиком искусства.

В 1891 году Бакст путешествовал по Западной Европе, посетил Германию, Францию, Испанию, Италию. С 1893 по 1899 ежегодно подолгу жил в Париже. В 1893–1896 годах для расширения кругозора и самосовершенствования Лев Бакст занимался в студии известного французского художника-академиста, мастера исторической живописи Жана-Леона Жерома, посещал частную парижскую художественную Академию Жюлиана, брал уроки у прославленного финского живописца и графика, мастера пастели и акварели А́льберта Э́дельфельта.

В 1890-х годах Лев Бакст представлял свои работы на выставках Общества русских акварелистов (Санкт-Петербург, 1890–1895; Москва, 1897), Санкт-Петербургского общества художников (1895), Московского общества любителей художеств (1896), выставках Императорской Академии художеств (1890, 1896–1897). В 1898 году он стал одним из членов-учредителей художественного объединения «Мир искусства», активно участвовал в оформлении журнала «Мир искусства», который с 1898 по 1904 годы регулярно издавался объединением.

Бакст также работал над оформлением «Ежегодника Императорских театров» (1899–1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901–1902), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), других. Проиллюстрировал несколько книг, в том числе поэтические сборники «Снежная маска» Александра Блока (Санкт-Петербург, 1907), «Anno mundi ardentis» Максимилиана Волошина (Москва, 1910), другие.

В 1900-х годах Лев Бакст продолжал заниматься станковой живописью и графикой, используя опыт различных художественных направлений – от салонного академизма до фовизма. Создавал портреты современников, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно. В 1907 году под впечатлением от путешествия по Греции написал цикл пейзажей и одну из своих самых известных картин – «Древний ужас» («Terror Antiquus)» (1908).

С 1902 года Бакст также работал как сценограф ряда постановок для Эрмитажного, Мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга.

Художник участвовал в выставках объединений «Мир искусства» (Санкт-Петербург, 1899–1903; Москва, 1902; Санкт-Петербург, Киев, 1913) и Союз русских художников (Москва, Санкт-Петербург, 1903–1910); в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907), Риме (1911), выставках мюнхенского (1899) и венского (1908) Сецессионов, в парижском салоне Национального общества изящных искусств (1904), многих других.

В 1906 году осуществил общее оформление Выставки русского искусства, организованной Сергеем Дягилевым в парижском Осеннем салоне.

В 1906–1909 годах Лев Бакст преподавал в частной художественной школе-студии Елизаветы Званцевой в Санкт-Петербурге, одним из его учеников был Марк Шагал.

В 1910 году поселился в Париже.

Продолжая заниматься станковой живописью и графикой, много работал как сценограф. Наибольший успех Льва Бакста в этой области связан с так называемыми «Русскими сезонами» – гастролями русских артистов в Париже, организованными Сергеем Дягилевым, и деятельностью балетной антрепризы «Русский балет Дягилева» (1909–1929). При участии Бакста были осуществлены постановки балетов: «Клеопатра» (1909, театр Шатле), «Шехеразада» (1910, Гранд-опера), «Жар-птица» (1910, Гранд-опера), «Видение розы» (1911, Монте Карло, Казино), «Нарцисс» (1911, Монте Карло, Казино), «Дафнис и Хлоя» (1912, театр Шатле), «Синий Бог» (1912, театр Шатле), «Послеполуденный отдых фавна» (1912, театр Шатле), «Легенда об Иосифе» (1914, Гранд-опера), «Шутницы» (1917, Рим, театр Констанци), «Спящая красавица» (1921, Лондон, театр Альгамбра), другие.

В 1914 году Лев Бакст был награждён орденом Почётного легиона. Императорская Академия художеств Санкт-Петербурга удостоила его званием академика.

Персональные выставки произведений Льва Бакста состоялись в Париже (1911), Лондоне (1912, 1913, 1914, 1917), Берлине (1913), Стокгольме (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1916, 1920, 1922), Бостоне (1914), Филадельфии (1914), Чикаго (1914, 1923), Лос-Анджелесе (1924), Балтиморе (1924). Он также участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (1921) и Нью-Йорке (1923, 1924).

В 1922–1924 годах художник работал над созданием рисунков тканей и моделей одежды, оказав значительное влияние на развитие парижской и американской моды.

27 декабря 1924 года Лев Бакст скончался. Был похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Произведения художника хранятся в крупнейших государственных музеях и частных собраниях многих стран мира. Семь работ Льва Бакста, представляющие основные периоды и разносторонние творческие интересы великого мастера, находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».