Кикоин Михаил (Мишель)
(1892, г. Гомель –1968, Париж)
Известный художник Парижской школы Михаил Кикоин родился 14 мая 1892 года в семье банковского служащего Шмуэла-Переца Кикоина в городе Гомеле Могилёвской губернии (сейчас – центр Гомельской области). Вскоре семья переехала в город Режицу Витебской губернии (сейчас – город Ре́зекне, Латвия), где жили родители матери художника. В ряде источников именно Режица указывается как место рождения художника. В 1904 году Кикоины переселились в Минск.
С 1905 года Михаил Кикоин учился в коммерческом училище в Минске, и параллельно посещал занятия в частной художественной школе Якова (Янкеля) Кругера, известного минского живописца, мастера портретной и жанровой живописи. Официальное открытие «Рисовальной школы художника Кругера» состоялось в 1906 году, однако курсы рисования и живописи Кругера работали в Минске уже с 1904 года. В школе Кругера Кикоин познакомился и подружился с Хаимом Сутиным.
Для продолжения художественного образования, в 1909 году Михаил Кикоин переехал в Вильно и поступил в виленскую Рисовальную школу (вместе с Сутиным). Основанная в 1866 году выпускником санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иваном Трутневым и существовавшая до 1915, эта школа была ведущим художественным учебным заведением на белорусско-литовских землях. В Вильно состоялось знакомство Кикоина и Сутина с Пинхусом Кременем, переросшее в многолетнюю дружбу.
В 1912 году Михаил Кикоин переехал во Францию, в Париж, где поселился в «Улье» («La Ruche»), знаменитом доме-коммуне, созданном в 1902 году для начинающих художников меценатом и скульптором-любителем Альфредом Буше.
Несколько месяцев Кикоин посещал занятия в парижской Национальной высшей школе изящных искусств в мастерской Фернана Кормона, художника-академиста, мастера исторического и портретного жанров. Однако значительно бóльшее влияние на формирование Кикоина оказала художественная среда Монпарнаса, сближение с Амедео Модильяни (в 1919 году он сделал графический портрет Кикоина), Марком Шагалом, другими, а также знакомство с шедеврами мирового классического искусства в парижских музеях.
С 1914 года художник принимал участие в выставках Осеннего салона и салона Независимых. В 1919 году в Париже в галерее «Cheron» прошла первая персональная выставка Кикоина.
Занимаясь живописью, Михаил Кикоин отдавал предпочтение жанрам пейзажа, натюрморта и портрета. Реже писал ню и сюжетные композиции. Художественная манера Кикоина демонстрирует изучение опыта различных направлений европейского искусства конца XIX – первой половины ХХ столетия, и, прежде всего, постимпрессионизма, символизма и экспрессионизма. Многие его картины созданы под сильным влиянием произведений Хаима Сутина.
В 1920–1930-х годах художник провёл выставки работ в парижских галереях «Netter» (1924), «L. Zborovsky» (1924), «Bernheim» (1927), «Billiet–Worms» (1930, 1933), «Ersild» (1935), в нью-йоркской галерее «Brummer» (1925, 1927, 1929).
Он активно участвовал в групповых выставках. В 1928 году – в экспозиции «École de Paris» в галерее «S. Lesniсk» в Париже; в русском отделе выставки «Современное французское искусство», которая прошла в Государственном музее нового западного искусства и Государственной Третьяковской галерее в Москве. В 1931 – в «Выставке русского искусства» в парижской галерее «d’Alignan»; в 1936 – «Выставке русских художников» в парижской галерее «Zak».
В 1924 Михаил Кикон получил французское гражданство. В1926 он купил дом в деревушке Анне́-сюр-Сере́н в Бургундии (департамент Йо́нна), куда ездил работать в течение многих лет. «В Анне́-сюр-Сере́н под насмешливыми взглядами бургундцев я вышагивал по холмам и равнинам, вооруженный до зубов холстами, кистями и красками, – вспоминал художник. – Девушки позировали мне на берегу реки... Дни пролетали быстро, слишком быстро, как это всегда бывает в ожидании чуда».
Во время Второй мировой войны в 1939 году художник был призван во Французскую армию, служил в резервном полку в Суасоне. После капитуляции Франции 22 июня 1940 года Кикоина демобилизовали, он вернулся в Париж. В 1941–1944 годах, скрываясь от нацистов, вместе с семьёй жил в окрестностях Тулузы (департамент Верхняя Гаронна).
С 1945 года вернулся к творчеству. Принял участие в выставке Совета по устройству евреев (Париж, 1945) и «Выставке современных русских живописцев и скульпторов», организованной Комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа (1945).
В 1950-е годы художник совершил несколько поездок по Испании, Италии, Великобритании; в 1950, 1953 и 1958 годах посещал Израиль, где прошли несколько его выставок. В 1953 Кикоин издал альбом цветных литографий «Дети Израиля».
В 1940–1960-х годах состоялся ряд персональных выставок Михаила Кикоина. В том числе: в Монпелье (1946), в Нью-Йорке (галереи «Brummer», 1947; « N. Glaezer», 1962), в Париже (галереи «K. Granoff», 1948; «Obelisk», 1959, «J. Shalom», 1963), Ментоне (1951), Страсбурге (1951, 1956), Лондоне (1951, 1955, 1959, 1963), Бордо (1956), Сен-Поль-де-Вансе (1968), другие.
Художник регулярно выставлял произведения в парижских салонах: Тюильри (1945, 1947, 1948, 1958), Сравнений (1961, 1969), Салона знаменитых и молодых художников (1957, 1960, 1961, 1962). Участвовал в групповых выставках «Русские художники-эмигранты в Париже» в Лондоне (галерея «Redfern», 1953), «Сутин и его круг» (Нью-Йорк, 1959), «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, Париж, 1961), «Сутин, Модильяни и их время» («Galliera», Париж, 1961), других.
В 1964 году картина Кикоина «Любовь – источник жизни» была удостоена первой премии «Салона художников-свидетелей нашего времени».
4 ноября 1968 года художник умер в Париже.
Произведения Михаила Кикоина находятся в частных и музейных собраниях Франции, США, Японии, Израиля, России, многих других стран мира. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представлено шесть живописных работ художника. Все они включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.