ЦветыЛюбич Осип, около 1940 г.

Холст, масло; 46,1×33,3 см Приобретено в 2011 г. в Париже у Надин Незавер
Произведение включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь

Художник Парижской школы, уроженец белорусского Гродно, Осип Моисеевич Любич принадлежал к кругу тех живописцев ХХ столетия, чьё творчество находилось вне «магистральных» путей развития модернизма и его ожесточённой борьбы за утверждение новых художественных идеалов. На всём протяжении своей долгой творческой деятельности, даже в моменты наибольшего увлечения формальными живописными экспериментами, Любич сохранял верность традициям европейского классического искусства, которые продолжили своё развитие в его произведениях. Но когда идеалы, провозглашённые лидерами авангарда, утратили свою актуальность, и возникла необходимость поиска каких-то альтернатив им, искусство именно таких художников, как Осип Любич, сохранившее глубинную связь с классическим наследием прошлого и его непреходящими ценностями, дало новый импульс развитию европейской живописи.

В настоящее время в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится четырнадцать живописных и графических произведений художника, которые представляют разные этапы его парижского периода творчества. И одна из самых красивых работ среди них – натюрморт «Цветы», приблизительно датированный специалистами-искусствоведами 1940-м годом.

На красновато-коричневой поверхности стола художник выстраивает предельно простую композицию натюрморта: жёлтая миска с соцветиями брокколи и яблоком на первом плане, на втором – синий керамический кувшин с ручкой, в который поставлен букет из белых нарциссов, «разбавленный» одним пронзительно-жёлтым тюльпаном.

Все предметы, изображённые на полотне, Любич трактует обобщённо, большими цветовыми, словно слегка «припудренными», пятнами. Он мастерски добивается передачи эффекта пристально устремлённого на яркие лепестки тюльпана взгляда, когда все другие предметы, и, особенно те, что расположены на переднем плане, увидены лишь вскользь, периферийным зрением, вне фокуса. Художник отмечает их цвет, фиксирует общие очертания форм, но – и только. Поэтому и «яблоко», и «брокколи», скорее угадываются, чем узнаются наверняка.

Главное, что интересует художника в произведении – это колористические возможности цветов, их тоновая созвучность, взаимодействие отношений и переходов оттенков. Для этого Осип Любич обращается к некоторым приёмам импрессионистической живописи: именно свет в его натюрморте преображает предметы, наделяет их собственной скрытой жизнью, раскрывает их подлинную красоту. Солнечный свет оставляет россыпь бликов на белых лепестках нарциссов. В цветовую феерию преобразовывает глухой задник стены, который служит фоном натюрмортной постановки, расцвечивает его розовато-лиловыми, жёлто-зелёными и серо-розовыми оттенками. Тени, которые отбрасывают предметы на картине, не зачернены, а многокрасочны.

Свет преобразуется в цвет, и этот цвет изменчив, мелодичен. Каждый отдельный предмет натюрморта, обладая собственным доминирующим окрасом, вместе с тем, неразрывно связан общим колористическим пространством с другими, тонко реагируя на ближайшие тона и полутона. Живописная палитра картины как будто вибрирует, распадаясь на множество обертонов, раскладываясь на музыкальный звукоряд, превращая обыденность в фантастическое видение, тривиальность и простоту – в абсолютную цветовую гармонию.