Любич Осип



Любич Осип Моисеевич (Маркович)
(1896, г. Гродно — 1990, г. Париж, Франция)

Художник Парижской школы Осип Любич родился 6 декабря 1896 года в губернском городе Гродно в небогатой еврейской семье. Отец художника, Моисей Любич, был кузнецом, но стремление сына заниматься искусством – рисованием и музыкой, склонность к которым у мальчика проявилась рано, поддерживал.

Начальное образование Осип Любич получил в гродненской гимназии, а по её окончании в 1915 году отправился в Одессу, где поступил в Художественное училище Общества изящных искусств – одно из лучших средних художественных учебных заведений Российской империи. Однако в связи с революционными событиями в России 1917 года, Училище претерпело несколько реорганизаций, поэтому Любич, завершив курс обучения в 1919 году, стал выпускником Одесской Академии художеств (именно такое название и статус имело заведение с осени 1918 до лета 1920 года).

В 1920 году Осип Любич переехал в Германию, в Берлин, где работал художником-декоратором, сотрудничая с прославленным русско-немецким театром-кабаре Якова (Яши) Южного, известным под названием «Синяя птица», участвовал в оформлении постановок режиссёра Исаака Дувана-Торцова для «Синей птицы». Существенное влияние на формирование творческого мировоззрения Осипа Любича оказало общение с русскими художниками-авангардистами Иваном Пуни, Ксенией Богуславской, Павлом Челищевым, другими, также жившими в начале 1920-х годов в Берлине и работавшими для «Синей птицы».

Любич также выполнял театральные декорации для Берлинской оперы, Берлинского драматического театра; вместе с художником Лазарем Меерсоном делал декорации для кинофильмов.

В 1923 году Любич получил заказ на оформление парижского кабаре «Chateau des Carpathes» и переехал во Францию, в Париж, где остался до конца жизни.

Поселившись на Монпарнасе, художник быстро вошёл в местное художественное сообщество. Несмотря на то, что долгое время основным источником доходов Любича оставались заказы на оформление интерьеров кабаре, ресторанов и квартир, главной сферой его творческих интересов стали живопись и графика.

Любич создавал портреты, пейзажи, натюрморты, однако центральное место в его искусстве заняли сюжетные произведения на театральные и цирковые темы.

Художник познакомился и сблизился с выдающимся французским скульптором Эмилем Антуаном Бурделем, при содействии которого представил свои живописные работы в салоне Тюильри 1925 года.

С 1926 года Осип Любич регулярно выставлялся в Осеннем салоне.

В 1920–1930-х годах активно участвовал в групповых выставках русских художников, которые проходили в парижских галереях «Dominique» (1929), «Zak» (1930), «L’Époque» (1931, группа журнала «Числа»), «d’Alignan» (1931), «Quatre Chemins» (1932). Выставлял работы в салонах Обмена (1934), Современного искусства (1936), «Populiste» (1937), на выставках «Балерины, корифеи, акробаты» (Париж, 1937), «Парижские художники 1925–1935» (Брюссель, 1935), на выставках в Цюрихе (1935), Лиможе (1936) и Лондоне (1936).

В 1934 году Осип Любич выпустил альбом графических работ «Цирк» (издательство «Quatre Chemins»), выполненных в технике акватинты – одной из разновидностей офорта, с текстом известного французского художника Жоржа Руо, с которым был дружен в течение многих лет.

Во время Второй мировой войны Осип Любич, скрывая своё еврейское происхождение, оставался в Париже, продолжая работать в мастерской на Монпарнасе. В 1944 году, в конце немецкой оккупации Франции, он был арестован по доносу и отправлен в нацистский концентрационный лагерь Дранси в пригороде Парижа, который использовался для временного содержания евреев перед отправкой в лагеря смерти. Осуществил успешный побег из лагеря. По окончании войны вернулся в Париж.

Участвовал в выставках, организованных Союзом русских патриотов («Выставка-продажа картин, пожертвованных художниками в пользу бывших советских военнопленных и депортированных», Париж, галерея «René Drouin», февраль 1945) и Комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа («Выставка современных русских живописцев и скульпторов», Париж, улица Ernest Cresson, 16, май–июнь 1945). В знак уважения памяти жертв Холокоста Осип Любич передал свои рисунки, сделанные в Дранси, в израильский национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма Яд ва-Ше́м в Иерусалиме.

В послевоенные годы Осип Любич продолжал активно работать, занимаясь живописью, станковой и книжной графикой.

Провёл персональные выставки в парижских галереях «Zak» (1948), «Le Garrek-Sagot» (1950), «Durand-Ruel» (1967) и в салоне «de la Rose-Croix» (1983), а также в Национальном музее «Бецалель» в Иерусалиме (1950), в Милане (1952), Турине (1953) и Нью-Йорке (1957). Участвовал в групповых выставках, в том числе выставках «Русские художники Парижской школы» в Музее Сен-Дени (1960) и в Доме французской мысли в Париже (1961), в галерее «Motte» (выставка «Vision russe», 1973), других.

Скончался Осип Любич 27 ноября 1990 года в Париже, был похоронен на кладбище Монпарнас.

Живописные и графические произведения Осипа Любича хранятся в музеях и многих частных собраниях Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии, США, Израиля, России, других стран. В Беларуси в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представлены 14 работ художника. Три из них – «Цветы» (1940), «Автопортрет с моделью» (1945) и «Танцовщица с бубном» (около 1945) внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.