Портрет девушки в голубом (Ружены Затковой)Бакст Леон, 1914

Холст, пастель; 70×65 см Приобретено в 2015 у частного коллекционера из Беларуси

«Портрет Ружены Затковой» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» принадлежит к числу знаковых портретных работ Льва Самойловича Бакста. На протяжении длительного времени жанр портрета занимал центральное место в творчестве художника, и вплоть до 1910-х годов, когда слава театрального декоратора затмила все остальные стороны его деятельности, Лев Бакст именно как портретист был известен широкой публике.

Спектр работ портретного жанра Бакста широк. Наряду с глубокими портретами-характерами, исключительными по остроте образного выражения, лаконизму и точности изобразительных средств, среди которых, например, «Портрет Александра Бенуа» (1898), «Портрет Василия Розанова» (1901) или «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906), важное место в его искусстве занимал портрет заказной, парадный. В этой области творчества художник, как правило, следовал традициям салонного академического искусства, сосредотачивая главное внимание на эффектной «подаче» модели, не вникая в её характер, психологизм и душевное состояние.

Репутацию модного портретиста составила Баксту большая серия женских заказных портретов 1900-х – начала 1910-х годов, в художественном решении которых лежит единообразная схема: модель помещена на нейтральном, зачастую абстрактном фоне, без намёка на реальную среду; её поза репрезентативна, а точка зрения снизу вверх усиливает ощущение значительности портретируемой; внешнее сходство модели тонко схвачено, характерные черты заострены, вместе с тем, очевидно стремление художника не только к правдивому изображению, но и к выявлению прекрасного в правдивом.

К данному ряду произведений Льва Бакста принадлежит и «Портрет Ружены Затковой», написанный художником в 1914 году в технике пастели: мягкими, напоминающими цветные мелки, неоправленными карандашами из спрессованного красочного пигмента с добавлением минерального наполнителя и связующего вещества.

Пастелью можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, растушёвкой; ей доступен широкий спектр тончайших оттенков цвета, она позволяет легко корректировать тон, обладает особенной бархатистой фактурой, придающей любому изображению мягкость и нежность. Возможно, именно по этой причине многие мастера живописи, начиная с XVIII века, при создании заказных дамских портретов, обращались именно к пастели.

Пастель была одной из излюбленных техник Льва Бакста, художник мастерски владел ею, что в полной мере демонстрирует «Портрет Ружены Затковой». Однако, несмотря ни на техническое совершенство произведения, ни на тонко подмеченное и прекрасно переданное художником природное очарование модели, образ молодой женщины довольно поверхностен, а  характеристика не многозначна: с произведения Бакста на нас смотрит элегантная светская дама – драгоценная фарфоровая кукла. Её полупрозрачный бело-голубой вечерний туалет, словно лёгкое облако окутывает фигуру, подчёркивая красоту линий открытой шеи, плеч и рук. Блеск изысканного колье оттеняет сияние больших «влажных» глаз, акцентирует безупречный, тронутый лёгким румянцем, цвет кожи. Разлетающиеся кудряшки причёски, кажущаяся хаотичность которых в действительности является результатом тщательной укладки, сообщают даме какую-то особенную хрупкость. В подобие сияющего вокруг головы ореола превращается светлое, с вкраплениями-растушёвками зелёного и голубого, пятно фона, добавляя возвышенности благородному облику женщины.

А ведь в реальности чешка Ружена Заткова была совершенно другим человеком. Она профессионально обучалась живописи, сначала в Праге, а потом в Мюнхене; серьёзно увлекалась авангардным искусством, разделяя революционные взгляды на него итальянских футуристов, призывавших к тотальному уничтожению старой и созданию новой художественной культуры, «достойной наступившего века и созвучной ему», ведь «гоночный автомобиль с кузовом, украшенным громадными трубами и взрывчатым дыханием, прекраснее греческой Ники Самофракийской». Ружена была дружна с главным идеологом футуризма Филиппо Томмазо Маринетти и даже написала его портрет, тесно общалась с русскими художниками-авангардистами Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, брала уроки у одного из ведущих живописцев-футуристов Джакомо Баллы. В своих произведениях она смело экспериментировала с абстрактными формами. Немногочисленные сохранившиеся работы Затковой позволяют говорить о ней как о самом последовательном представителе футуризма в искусстве Чехии.

Почему же на портрете Бакста её яркая, харизматичная, взрывная личность не находит никакого проявления? Не зная наверняка, мы можем предполагать, что причина кроется в заказчике произведения. Им, скорее всего, был муж Ружены Затковой – дипломат, секретарь российского посольства в Риме, знаток и коллекционер западноевропейского и русского искусства, Василий Богданович Хвощинский. В 1910 году Ружена Заткова вышла замуж за Хвощинского, в этом браке родилась дочь Мария. Василий Хвощинский, с одной стороны, поощрял занятия жены искусством, с другой, хотел видеть её, прежде всего, достойной супругой дипломата, изысканной хозяйкой светского салона. Эта роль, как, впрочем, и роль жены и матери, всегда тяготила Ружену, и к концу 1910-х годов брак распался.

На портрете Льва Бакста, Ружена Заткова, а точнее, Ружена Хвощинская, предстаёт перед нами в образе, видеть в котором так хотел её муж.



Портрет Ружены Затковой Журнал «Where Minsk». Март 2016. №124