Маленькая бронзовая «Танцовщица» Сергея Зеликсона – яркий и очень интересный пример так называемой кабинетной скульптуры в художественном собрании корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».
Начиная с эпохи Возрождения и на протяжении вот уже нескольких столетий этот вид мелкой скульптурной пластики, которая используется, в первую очередь, для украшения жилых интерьеров, остаётся чрезвычайно популярным и востребованным заказчиками. Изначально рассчитанная на близкий контакт с человеком, на длительное рассматривание, физическое касание, внутренний диалог, кабинетная скульптура не только оживляет пространство и задаёт интонацию рабочего кабинета, гостиной, столовой или какой-то другой комнаты, но, в значительной степени, отражает характер и предпочтения владельца дома, является своеобразным индикатором его интересов и художественного вкуса. Сюжетно-тематический диапазон кабинетной скульптуры практически безграничен. Это бюсты и портретные статуэтки известных исторических личностей, изображения мифологических персонажей и литературных героев, фигурки детей, танцовщиц, спортсменов, бытовые сценки, аллегорические, эротические и абстрактно-символические композиции, анималистика (изображения диких и домашних животных), уменьшенные копии шедевров мировой скульптуры и прославленных монументов, и многое другое. Одним из самых любимых материалов кабинетной скульптуры является бронза.
В 1920–1930-е годы кабинетная скульптура получила новый импульс для своего развития. Это произошло благодаря появлению и быстрому распространению в европейском и американском искусстве нового художественного течения – Ар-деко́, с характерным для него стремлением объединить черты модернизма и неоклассики, с любовью к чётким конструктивным формам и геометрическим многоцветным орнаментам, дорогим, часто экзотическим материалам, изящным аксессуарам, к роскоши во всех её проявлениях. Кабинетная скульптура стала неотъемлемым атрибутом интерьера в стиле Ар-деко, и многие мастера скульптуры отвели ей главенствующее место в своём творчестве. Одним из них был и Сергей Зеликсон.
Скульптор-эмигрант, вероятно, уроженец белорусского Полоцка, в 1914 году Зеликсон переехал из Российской империи во Францию, которая стала для него второй родиной. Здесь, в парижской Национальной высшей школе изящных искусств, он получил профессиональное образование и состоялся как художник.
Период активного творческого становления Сергея Зеликсона по времени совпал с развитием Ар-деко и расцветом кабинетной скульптуры. Кроме того, её прославленным мастером был и главный наставник Зеликсона по Школе изящных искусств – французский скульптор Жан Антуан Инжальбер. Возможно, именно это и предопределило сферу профессиональных интересов Сергея Зеликсона, его решение посвятить себя преимущественно пластике малых форм.
Художническая концепция Сергея Зеликсона, его приверженность изысканно-роскошному и несколько манерному Ар-деко, в полной мере воплотилась в бронзовой обнажённой «Танцовщице», которая была создана скульптором в 1930-х годах и в настоящее время находится в банковском собрании.
Тщательно отполированная, сияющая бронза подчёркивает классическую простоту объёмов и изысканную строгость линий тела девушки, маскирует несколько вытянутые пропорции её фигуры, которые, вместе с изящным танцевальным движением – с балансом на одной ножке, выставленными вперёд руками и запрокинутой вверх головой – усиливают эффект динамичной устремлённости скульптуры вверх.
Зеликсон размещает статуэтку на высоком двойном постаменте – почти в две трети высоты фигурки, в буквальном смысле этого слова возносит её на пьедестал, придавая образу маленькой танцовщицы аллегорическое значение. Словно сама Юность предстаёт перед зрителем в её облике. Это впечатление усиливает верхняя, бронзовая часть постамента, решённая в виде фрагмента античной колонны ионического стиля – с основанием-базой и стволом, декорированным желобками-каннелюрами. Нижняя часть постамента скульптуры, выполненная из камня с желтоватыми прожилками и выдержанная в строгих геометрических формах, увеличивает общий декоративный эффект произведения, а также отражает любовь мастеров Ар-деко к материалам со сложными фактурами.