Мнения приглашенных экспертов о работах молодых художников на выставке "Осенний салон с Белгазпромбанком"03.11.2019

 На пресс-конференции по подведению итогов "Осеннего салона с Белгазпромбанком" иностранные эксперты отметили ряд авторов. 

 Публикуем мнения приглашенных искусствоведов, арт-критиков и кураторов. 

 

 

Ольга Балашова, искусствовед, кандидат философских наук, директор по развитию Национального художественного музея Украины:

 

 «Я рада принять участие в работе жюри Осеннего салона. Я открыла для себя новые имена и увидела белорусскую художественную сцену. Важно было приехать, увидеть ваш контекст, прочувствовать его. 

Многие вещи очень близки с тем, что происходит в Украине. Схожи актуальные, болезненные аспекты, например, вопрос с образованием. Проблема образования - важная тема. Каким образом преодолевать границы, которые установлены из-за того, что есть определенные традиции? Мой коллега Владимир Назанский считает, что традиции - это очень хорошо, в случае, когда нет альтернативного образования и способов осмысления явлений, которые нас окружают. 
Здесь очень много прекрасных работ, созданных ремесленниками, которые, тем не менее, не могут пока что перейти на другой уровень - уровень художественной рефлексии. Для этого и существуют подобные выставочные проекты - важно увидеть свои работы рядом с работами других авторов. 

Когда мы имеем дело с кураторским высказыванием - это определенный тип авторских подходов, визуальная история. Здесь я вижу свободное сочетание художественных стратегий - именно этим интересен Осенний салон. Неожиданное соседство позволяет увидеть контекст, в котором существуют белорусские художники. И тем прекраснее, выразительнее становятся те произведения, которые демонстрируют техническую составляющую и интеллектуальную работу, которая стоит за высказываниям. 

У нас были дискуссии с коллегами, по поводу некоторых произведений, однако во мнениях относительно победителей сошлись мы довольно легко. Конечно, каждый из нас выбрал гораздо больше работ, чем в оглашенном шорт-листе. 

Были работы, мимо которых нельзя было пройти, например работа Цемры (Дарья Семчук) и ее конкретного проекта «Спадчына». Мы с удивлением узнали, что высказывание не было воспринято однозначно. Это невероятная проблематика работы с наследием и то, каким образом делать наследие признаваемым. Новым, которое все дальше уходит со временем. Можно ли работать с обновлением традиции? Можем ли мы привносить в традицию что-то новое или традиции не стоит менять? Работа срезонировала и вызвала много рассуждений. 

Большое спасибо за участие. 

Желаю, чтобы становилось все больше художественных высказываний, чтобы как можно больше молодых авторов принимало участие в Осеннем салоне. Желаю, чтобы работы становились более сложными, а значит - интересными. Большое спасибо коллегам за время, проведенное в дискуссиях, в обсуждении белорусского искусства. Спасибо».

 

 

 "Спадчына". Автор Дарья Семчук

 

 

 

 

 

Владимир Назанский, искусствовед, арт-критик, куратор музея современного искусства «Эрарта»:

 

"Я впервые принимаю участие в качестве члена жюри на выставке-конкурсе. Нам было сложно найти консенсус, потому что дипломов мало, а работ, заслуживающих внимания, - намного больше. Целый лонг-лист не дошел до финала. Некоторые авторы, как например Лена Гиль (Alena Hil) показавшая хорошие работы, была лауреатом в прошлый раз. И Uladzimir Sakalouski и Лена Гиль (Alena Hil) не попали в списки призеров, но вызвали и мой интерес и интерес других членов жюри.

Хочу отметить, что в Минске присутствует хорошая пластическая школа. Почти все скульпторы предоставили качественный профессиональный материал. Например, прекрасная бронза автора Антон Ничипорук (Anton Nichyparuk) или единственная деревянная скульптура на выставке автора Дмитрия Комлева. Мне была интересна вся скульптура на выставке.

Хорошая традиция и в сфере графики. Казалось бы, такое пропащее дело: печатная графика. Абсолютно некоммерческий стандарт. Тем не менее, ряд авторов я отметил. Понравилась работа Артем Тимошенко (Artyom Tymoshenko), который работает в традициях позднего экспрессионизма, неоэкспрессионизма. Его работы производят впечатление, надеюсь при случае порекомендовать их к участию в международных графических форумах, как и других графиков, участников Осеннего салона с Белгазпромбанком.

Искусству важно быть нужным. Это создается не только следованиям тех или иных доминирующих стандартов, внедренным в сознание через массмедиа. 

Важно, чтобы язык искусства стал языком общения. Чтобы это не была вереница модных поз, игр. Важно, чтобы искусство помогало человеку разобраться в вопросах «кто он», «зачем». Как бы не развивалось отвлеченное сознание на основе визуальных образов, важны пластические традиции. Ремесло необходимо и хорошо, когда оно сохраняется, но и хорошо, когда много арт-игры, остроумия. Я вот не сразу понял, что неоновые надписи входят в экспозицию, но как только узнал - сразу проголосовал за работу Хутка Смачна (Hutka Smachnaa). Хочу пожелать участникам выставки творческих успехов, а организаторам - оптимизма, терпения и последовательности в проведении выставок работ молодых художников. 

Я надеюсь, что интерес к этой выставке перейдет границы Беларуси и в сопредельных странах к ней будет вызван особый интерес".

 

Автор Елена Гиль 

 

Автор Владимир Соколовский

 

Автор Дмитрий Комлев

 

Автор Антон Ничипорук

 

 

Яро Варга, художник и куратор: 

 

"Очень рад быть здесь снова. Я уже был в составе жюри «Осеннего салона с Белгазпромбанком» ранее и отметил перемены, которые произошли за несколько лет. 

Прежде всего, я хочу вдохновить художников принимать участие в подобных выставочных проектах, потому что это всегда удобно для зарубежных кураторов - видеть работы в контексте. 
Я очень благодарен, что эти художники вошли в список победителей (Дарья Семчук, Наталья Коцуба, Андрей Бусел) потому что этот список - копия моего списка, тех работ, которые впечатлили лично меня.

На сегодняшний день сложно быть художником. Это касается не только Минска, это тяжело и в США и в Великобритании. Искусство - и о том, как пробовать изменить мир к лучшему, и о том, как изменить свое мнение по отношению к миру. Я считаю, что искусство не должно оставаться в рамках галерей, оно должно появляться в публичных пространствах. Поэтому мне так понравился проект Хутка Смачна, где буквы исчезают и появляются вновь. Это особое искусство - его сложнее понять, оно не может быть приобретено, т.к. сложно его оценить, дать ему стоимость. 
Я очень доволен, что победитель - Таша Капюшон. Я наблюдаю за ее работами около трех лет и я вижу ее рост. И да, я знаю, что Таша Капюшон и Наталья Коцуба - один и тот же человек (улыбается)
Мне не хватило на Осеннем Салоне поднятых вопросов на тему окружающей среды. Мы каждый день открываем инстаграм, фейсбук, видим количество публикаций, посвященных теме экологии. Меня интересует эта тема и интересует вопрос того, что должно делать искусство в ситуации загрязнения планеты. 
Спасибо большое за то, что пригласили меня принимать участие в составе жюри снова".

Автор Наталья Коцуба (Таша Капюшон)

 

Автор Дарья Семчук (Цемра)

 

Андрей Бусел (Hutka Smachnaa)

 

Эгле Юоцевичюте, критик и куратор: 

«Я за один день успела посмотреть, насколько широк контекст белорусского искусства. Первое, что впечатлило меня на «Осеннем салоне с Белгазпромбанком» - широта, в которой представлены техники, жанры и виды изобразительно искусства. Вне тех работ, которые определили жюри, я бы хотела обратить свое внимание на несколько авторов, которые, как мне кажется, интересны не только в наших странах, но и во всем мире. 

Например, несколько недель назад я была в Италии на Венецианской биеналле, где была представлена постапокалиптическая тематика. Я обратила внимание, что у автора Дарьи Петрусевич-Ковальчук использован подобный постапокалиптический контекст в печатной графике. Обращаю внимание на автора Надежды Саяпиной, меня впечатлила тематика ее работ. Владимир Соколовский использует пост-интернет стиль, который подчеркивает советскую эстетику. И напоследок, хочу отметить автора Doctor Oy,  который работает с графическим дизайном. Чистота и сочетание графики и дизайна в его работах вызвало улыбку и приятные ощущения, которые остануться во мне на несколько дней».

 

Автор Надежда Саяпина

 

Автор Doctor Oy