Alena Adamchik about her joint exhibition with Lithuanian artists: 'We have common spirit and history'13.09.2018

Йонас Чепонис «Вильнюсский мотив». 1970

Впервые в Минске, в рамках выставки «Цвет: традиции фовизма в живописи и фото» в галерее «Арт-Беларусь», в одном пространстве выставочного зала будут представлены живописные полотна литовских художников-фовистов Йонаса Чепониса и Римаса Бичюнаса и снимки белорусского фотохудожника Алены Адамчик, развивающей идеи фовизма в фотографии.

10 полотен и 8 фотографий. Литовская школа живописи и ее влияние на одного из мэтров современного белорусского искусства фотографии. А ещё дух Парижской художественной школы, который через расстояния и время проникает в залы галерей, в души творцов и на их полотна.

Фовизм - художественное течение начала XX века, которое открывает эпоху авангарда. Возникновение его связывают с именем французского художника-символиста Гюстава Моро, которого называют идеологическим вдохновителем движения, человеком, обозначившим для своих учеников (среди которых был Анри Матисс) основные направления будущего движения. Интерес к яркому насыщенному чистому цвету, заданный Моро, стал отправной точкой для фовистов. В дальнейшем развитии течения ключевую роль сыграл Анри Матисс, впрочем, никогда не считавший себя лидером движения. Но именно его художественный метод определил рамки будущего стиля. Именно Матисс создал новый стандарт изображения, в котором ключевая роль отведена не линии, а цветовому пятну. Благодаря Матиссу цветовая плоскость стала главным художественным инструментом в искусстве ХХ века.

Говорит автор идеи выставки, фотохудожник Алена Адамчик:
– Я очень рада, что эта выставка пройдет именно в галерее «Арт-Беларусь», где выставлены работы всемирно известных художников Парижской школы, родившихся в Беларуси. Как точно выразился поэт и художник Адам Глобус, «художники всегда возвращаются на родину своими картинами». И залы «Арт-Беларусь» – веское доказательство этих слов: тут выставлены работы «вернувшихся» на родину Марка Шагала, Хаима Сутина… И видя работы литовских фовистов в залах по соседству с полотнами Шагала и Сутина, можно найти между ними много общего – в экспрессии, в буйстве цвета на холсте. Увидеть, что и литовская живопись, и белорусская находились в рамках единого мирового художественного течения, а не были в стороне от него.

– Как из Парижа идеи фовизма проникли в творчество литовских художников?
– Их в начале прошлого века «привёз» в Литву Антанас Гудайтис – классик литовской живописи, который в 1929—1933 гг. учился в Национальной консерватории искусств и ремесел в Париже, одном из старейших в Европе учреждений такого рода. Принято считать, что он был учеником самого Анри Матисса. Надо понимать, что быть учеником художника  – это не значит учиться у него держать кисть в руках. Каждый серьезный художник рано или поздно сам выбирает себе учителя – человека, близкого себе по духу.

– Как и почему вам в голову пришла идея выставить в Минске полотна литовских фовистов?
– Два года назад в Вильнюсе в залах галереи Radvilu rumu muziejus проходила большая ретроспективная выставка работ классика литовской живописи ХХ века Йонаса Чепониса, приуроченная к 90-летию со дня его рождения. Будучи на ее открытии, мне пришла в голову мысль о том, что поскольку я была лично знакома с таким удивительным художником - мой долг рассказать о нем и его творчестве в Беларуси, показать его работы, открыть его имя нашей публике. Тем более, что я считаю Чепониса своим учителем. Мне кажется, именно его работы открыли для меня мир цвета в фотографии. Случайно попав в его мастерскую в юности, я попала в свой мир: мир книг, мир картин, мир цвета…

– Каким было ваше знакомство с Йонасом Чепонисом?
– Надо сказать, что мое детство прошло в Вильнюсе. Там мое сердце, несмотря на то, что родилась я в Минске. Студенткой я садилась на поезд и ездила просто погулять по Вильнюсу. Ходила по городу со своей фотокамерой, рассматривая его старинные крыши, стены, окна… Как-то я перешла реку по мосту и оказалась в Заречье, где в то время находились мастерские многих художников. И заглянув в одно из окон, я буквально замерла от моря ярких красок за стеклом. Был серый дождливый день, а за этим окном в квартире бушевал цвет!
Я не сразу заметила, что через стекло на меня тоже смотрят. Это был художник, за окном – его мастерская. Он пригласил меня войти, мы познакомились. Это был Йонас Чепонис, один из самых известных литовских модернистов второй половины XX века. Его мастерская находилась в здании старой водяной мельницы. Старинное помещение было заставлено до потолка яркими полотнами и редкими изысканными книгами по искусству, недоступными в Минске, которые ему привозили из-за границы друзья. Со временем мы очень сдружились со всей семьей художника:  его женой Данутой, сыновьями Рамунасом и Гинтарасом… С тех пор, я часто бывала у них в гостях, приезжая в Вильнюс, со временем Йонас даже доверил мне ключи от своей мастерской… Мы много говорили с ним об искусстве, его любимых фовистах  Жорже Руо, Ван Донгене и Матиссе… Чепонис открыл для меня мир цвета в живописи, от него я узнала про творчество его любимого художника (ставшего таковым и для меня) Жоржа Руо… Я училась от Чепониса его взгляду на мир. Вдруг так хорошо знакомый мне с детства Вильнюс, с его запахами и очертаниями, благодаря Чепонису раскрылся для меня еще и своими красками…
Надо сказать, что в то время, когда многие художники в советское время отдались соцреализму, были и те, кто имел смелость оставаться собой, быть творцом, а не исполнителем. Йонас Чепонис – одна из таких персон в искусстве ХХ века. Сегодня ни одна уважающая себя литовская галерея не может обойтись без его полотна в своей коллекции, хотя было время, что его не замечали, исключали, не понимали…
…Однажды Йонас сказал мне, что ему пришел заказ от японцев на несколько работ в жанре «ню», нехарактерного для него. Заказчики попросили его написать картины «воздушных девушек». «Не согласишься ли ты мне позировать?» - спросил Чепонис. «Хорошо, если вы не против, что я буду читать книгу в то время, пока вы будете рисовать меня!» (Смеется) Йонас нарисовал тогда несколько картин, и одна из них хранится у меня как память…  Любопытно, что буквально за несколько дней до открытия минской выставки сын Йонаса Чепониса, Рамунас, случайно нашел в архивах отца еще один незаконченный мой портрет и с благодарностью вручил его мне в подарок.

Римас Бичюнас «Позирующая для фото». Холст, масло. 2008

– Почему для выставки в Минске вами был выбран еще один литовский художник Римас Бичюнас?
– Бичюнас также относится к художникам, работавшим в духе фовизма. К тому же у них с Чепонисам был один учитель – Антанас Гудайтис, от которого они унаследовали эту художественную манеру, свое отношение к цвету. Мастерские Бичюнаса и Чепониса были по соседству, через стену. Я познакомились и сдружились с семьей и этого художника. Белорусскому зрителю будет очень интересно увидеть его картины: кому-то они напомнят полотна Марка Шагала, с его яркими красочными улочками провинциального городка, с каким-то очень «шагаловским» петушком на картине «Цветы в стеклянной вазе», с тем же вихрем эмоций и красок. Надо сказать, что самому Римасу Бичюнасу очень понравилась идея размещения его работ в экспозиции минской выставки в галерее «Арт-Беларусь» рядом с полотнами Шагала – это  очень радостное и органичное соседство картин двух близких по духу художников. Париж-Вильнюс-Минск – это такой магический треугольник, по которому идет бесконечное движение творческой энергии. И сравнивая работы художников, эту энергию можно увидеть и ощутить.

Алена Адамчик «Sunset». 1989

– Возвращаясь к названию выставки «Цвет: традиции фовизма в живописи и фото», как проявилось влияние этой художественной манеры в ваших фотоработах?

– Когда руководитель вильнюсской галереи Vartai предложила сделать выставку моих работ, это было своего рода сенсация: до этого она никогда не выставляли в своих стенах фотографии. Условие было одно: это будут работы в цвете, а не монохромные. Я выбрала для экспозиции снимки старых стен и гаражей, со старой краской и ржавчиной, которая словно кровоточит – всем тем, что я люблю замечать. Слайды были напечатаны в Москве по особой технологии «сибахром» при личном участии Лилии Исааковны Ухтомской, авторитетного знатока советской фотографии, которая официально провозгласила меня «лучшим фотографом по цвету»…

На открытие той выставки в галерее Vartai пришел сам мэтр Йонас Чепонис. Именно тогда, наверное, я впервые осознала,  что этот яркий насыщенный цвет пришел на мои фотографии из его мастерской, от него и других литовских фовистов. А по словам литовского искусствоведа Скирмантаса Валюлиса, я сама стала открывателем цветной фотографии для литовских фотографов, известных в мире своими черно-белыми снимками.
Признаться, я и не мечтала, что когда-то смогу привезти в Минск живописные полотна Чепониса и Бичюнаса. Максимум, на что я могла рассчитывать – это рисунки. Но сын Йонаса Чепониса, Рамунас (также художник и автор объемного альбома о жизни и творчестве своего отца) любезно предоставил для минской выставки несколько живописных полотен, в которых отчетливо видна принадлежность Чепониса к художественному течению «фовизм». Хотя принято считать, что фотография и живопись не слишком удачно смотрятся в одной экспозиции, но когда я вижу свои работы рядом с живописью этих литовских фовистов, то невольно отмечаю, что вопреки этому стереотипу они очень гармонируют. Потому что дух и история у нас общая.

Автор текста: Настасья Костюкович

Выставка «Цвет: традиции фовизма в живописи и фото» откроется в галерее «Арт-Беларусь» 18 сентября в 19.00 и продлится до 18 октября включительно.

Адрес галереи: ул. Козлова, 3

Справки по телефону: +375 29 189-47-46