The final touch. How the preparation for the 'Belgazprombank features Salon d'Automne' goes: Report from the backstage17.10.2019Belgazprombank features Salon d'Automne

До открытия «Осеннего салона с Белгазпромбанком» остаются считанные дни. Пятая ежегодная выставка-продажа молодых белорусских художников пройдет в минском Дворце искусства с 18 октября по 3 ноября 2019 года. Проект представит произведения молодых белорусских художников, которые работают в разнообразных видах и техниках изобразительного искусства. В плотном рабочем графике наш собеседник – куратор проекта «Арт-Беларусь» Александр Зименко – выкроил несколько свободных минут, чтобы ответить на вопросы главного редактора журнала «Банк.NOTE».

Поздравляю с юбилейным «Осенним салоном»! Какими достижениями можно похвастаться? И вообще, с какими мыслями приходишь к первому юбилею?

«Осенний салон с Белгазпромбанком» уже пятый, и это даёт возможность порефлексировать и собраться с мыслями. Поэтому мы решили подойти к формату подготовки экспозиции с небольшой самоиронией. В течение всех пяти лет некоторые критики упрекали нас за коммерческую ориентированность – поскольку в рамках «Салона» видели только то искусство, которое художники хотели бы продать. Логично, что появился проект «Арт-Минск», который дал возможность самовыражения для авторов. Как я сказал во вступительном слове к каталогу выставки, «не хотелось бы всё переводить в цифры». И в этот раз мы захотели показать, как можно построить экспозицию, опираясь на то, в какую стоимость себя оценивают сами авторы. Здесь будут разделы, где представлены работы до 500 BYN, до 1000, до 2500, до 5000, и выше 5000 BYN. 

То есть это такое ироническое выпячивание именно «цифровой», ценовой стороны?

Конечно, это в чистом виде самоирония. Нам говорят: это всё про коммерцию! Мы отвечаем: хорошо, на сайте artcenter.by вы видите, что почём, так давайте сделаем так и на самой экспозиции. Надо заметить, что цены формируют сами художники, то есть мы к ценообразованию непричастны и мы не извлекаем из этого какой-то процент. 

Что касается итогов, мы за эти годы представили около полутысячи авторов, и их работы увидели около 50 000 посетителей! Это те цифры, которые всё-таки стоит назвать. 

Мне очень важно, что есть внимание белорусов, которые приходят на выставку, и мне хотелось бы сказать спасибо им за то, что они обращают внимание на произведения, а некоторые даже покупают. И тот факт, что мы постоянно получаем отзывы (причём не обязательно все положительные) – это показатель того, что мы остаёмся событием интересным и актуальным. 

Какие работы могут стать фаворитами у посетителей, а какие – у критиков? Вообще, есть ли такой раздел, и чем он обусловлен?

Прогнозы – дело неблагодарное. У нас есть авторы, которые принимали участие во всех пяти «Осенних салонах». Сложно было бы представить, что у нас каждый год были бы абсолютно разные авторы – просто потому, что так быстро «творческие силы» не обновляются. У нас не каждый год «рождаются» (в профессиональном смысле – т.е. выпускаются) 200 новых художников. Будет ли совмещение мнения профессионального жюри и зрителей? Не уверен. Мы специально пригласили иностранное жюри, чтобы они увидели в работах авторов те тренды, которые были бы понятны даже людям вне отечественного контекста. Кто может стать таким трендсеттером? Например, победители прошлого года (они автоматически становятся участниками). В первом году онлайн-голосование допускало возможность накрутки. А сейчас всё будет «по бумажкам», что для человека предполагает определённые усилия и время, чтобы отдать свой голос. Уверен, что для художников победа в нашем проекте станет очень важной оценкой того факта, что они смогли достучаться до человека.

Ведь даже хорошо, что есть те художники, которые приходят снова и снова, не первый раз участвуют в «Осеннем салоне» – значит, есть узнаваемость, и это должно цеплять аудиторию: она может ориентироваться в современном искусстве.

Да. Хорошо, когда есть новое. Но должны быть и узнаваемые авторы. Потому что в отличие от digital-среды, где важен канал передачи сигнала, в изобразительном искусстве важен, как ты правильно сказал, эффект узнавания. Чтобы, не глядя на этикетку, можно было бы сказать: «А, ну это же… (подставьте фамилию)!». Как говорят, глядя на Шагала и Сутина в корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Желательно, чтобы авторы, которые участвуют в проекте, нарабатывали и имидж, и цену у зрителей с течением времени. 

Вопрос к тебе как к искусствоведу: какие художественные тенденции наблюдаются в современном белорусском искусстве на примере «Осеннего салона с Белгазпромбанком»?

Моя принципиальная позиция такова, что «Осенний салон» – это не только история про современное искусство в смысле contemporary art. Мы представляем весь спектр, существующий здесь на сегодняшний день. Есть авторы, которые продолжают сохранять традицию национальной школы изобразительного искусства (например, в жанре пейзажа). Пусть это не французская Барбизонская школа, но это направление, появившееся во второй половине ХХ века, продолжает сохраняться. Я вижу, что остаётся актуальным обращение к теме человека (как в портретах, так и не только): что его формирует и как он познаёт этот мир. То есть антропоцентризм – явно налицо. Я бы сказал, что это интересный тренд, который позволяет посмотреть, как восприятие человека и окружающей его среды меняется со временем.

Чем этот «Осенний салон» отличается от предыдущих? Как проходила подготовка? Что было необычного, с какими трудностями пришлось столкнуться

В этом плане и «Осенний салон с Белгазпромбанком», и «Арт-Минск» похожи: на этой неделе мы открываемся, а ещё не все авторы принесли свои работы. С этим мы сталкиваемся, к сожалению, каждый год. Более того, некоторые работы с прошлогоднего «Осеннего салона» художники ещё не забрали из хранилища Дворца искусства. :) Нам хотелось обратиться к зрителю с новой концепцией. В этот раз мы не просто формируем экспозицию. Как я и сказал, одна из фишек – это, как в компьютере, «выстроить файлы по …». И мы выстроим работы по стоимости. Это один из вариантов систематизации, причём, пожалуй, самый субъективный, потому что каждый автор оценил себя сам. И его суперсубъективность доходит до той точки, где опять становится объективностью: мы никак не влияли на стоимость, а просто отсортировали произведения. 

Ещё прямо сегодня я столкнулся с такой проблемой: некоторые художники не знают, как оценить свои работы. Но этикетку «бесценно» мы пока ни на что не поставили. :)

Всё же интересно, как художник может оценить своё произведение? Он же личность творческая, интуитивная, непредсказуемая, – а не расчётливый менеджер. Нет ли тут внутреннего противоречия?

Безусловно, есть. Поэтому на развитом рынке существует система посредников и агентов галерей. «Осенний салон с Белгазпромбанком» появился в том числе и как попытка стимулирования рынка. Если бы рынок был развитым, то такой проект был бы не нужен. Задача – сформировать «белый» рынок, где видно, за какую стоимость работа покупается. Я всегда провожу параллель, что когда художник продаёт картину из мастерской, это как дерево, которое упало в лесу – его никто не видел и не слышал. Соответственно, нет объективности. Здесь же мы пытаемся этого добиться. Мы активно взаимодействуем с галереями, и очень рады, что подключились областные центры: и Брест, и Витебск. Хотелось бы больше: к примеру, в Могилёве я так и не смог найти (и говорю это в каждом интервью)

Касательно формирования цены, можно задать встречный вопрос: а сколько человек готов заплатить за понравившееся ему произведение искусства? Где начинается тот «болевой порог», когда он скажет: ну это, наверное, дороговато? Если человек видит в нём себя, свои эмоции, он может отдать всё, что у него есть. Художник тоже хочет есть (как ни странно), и за определённую цену он готов расстаться со своим детищем, чтобы получить силы для создания нового. Плюс для художника психологически очень важно, когда его работы покупают. Это не просто участие в выставке и признание специалистов. Это означает, что он достучался до кого-то, кто впускает его в свой дом и свой мир. Тем самым автор понимает, что делает что-то правильно. Ведь он видит, что у него успешно получается построить диалог с человеком. На сегодняшний день, если речь идёт не об антиквариате, а о живущих авторах, приобретение – это именно эмоциональная покупка. Это не покупка как инвестиция («вот сейчас куплю молодого, а потом он станет известным и знаменитым…»). В основном на «Осеннем салоне» покупают просто потому, что работа нравится. Поэтому я особенно благодарен покупателям за то, что они не просто поддерживают рублём, а тем самым придают художнику уверенности в том, что он нашёл с кем-то общий язык.

***

Каждый год для «Осеннего салона с Белгазпромбанком» свои двери гостеприимно распахивает минский Дворец искусства. Пользуясь случаем, мы попросили директора Дворца искусства Александра Зинкевича поделиться ожиданиями от юбилейного «Осеннего салона с Белгазпромбанком» и рассказать, как проходит подготовка к нему.

Я стараюсь не мерять искусство категориями юбилеев. У ТЕАРТа – действительно будет юбилей, а нам надо ещё подрасти. Проект цельный, развивающийся, с очень разумной концепцией. Он направлен на формирование арт-рынка, где посетитель и потенциальный покупатель встречается с разнообразием объектов и произведений белорусского искусства. Они представлены по широте как жанровой, так и ценовой, – достаточно, чтобы удовлетворить любые потребности. Речь здесь идёт не о торговле как таковой, а о формировании культуры восприятия действительно сложных объектов. Для реализации базовых человеческих потребностей у нас в стране всё сформировано, а вот рынок искусства – как пространство для интересующихся людей, погружающихся в этот процесс, изучающих его – ещё нет. Поэтому для нас ожидание прежде всего – это зрительский интерес. На данном этапе это краеугольный вопрос. Мы говорим не только и не столько о чистых продажах, сколько о том, чтобы наибольшее количество заинтересованных людей встретилось с той подборкой произведений, которую мы сделали. Крайне важно раскрутить маховик интереса к искусству, а дальше рынок структурируется, люди начнут больше доверять галереям и т.д.. Задан чёткий вектор этого развития: мы должны отбирать лучшее белорусское искусство молодых художников, создавать площадку для коммуникации художников и потенциальных покупателей, наладить их коммерческие взаимоотношения. 

Поскольку у нас в стране нет такого понятия, как «конъюнктура арт-рынка», мы при отборе работ стараемся, чтобы были представлены максимально честные авторы, которые верят в то, что делают. А зрительские потребности таковы, что, как говорили в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», «зритель ждёт нас». Надо просто делать своё дело и… создавать своё искусство.

Сейчас есть возможность обернуться и посмотреть, каким был первый «Осенний салон с Белгазпромбанком», и сравнить с днём сегодняшним. Каким был этот пятилетний путь: с точки зрения зрителя и с точки зрения художников (и их отношения к «Осеннему салону»)?

Меняются поколения авторов, кто-то переходит в старшую категорию, появляются новые имена… В этом смысле отрадно видеть, что интерес художников и представленные работы стабильно держат высокий уровень. Сложность в том, что ты не всегда знаком с теми людьми, которые вливаются в процесс. Каждый раз есть опасение, что следующее поколение может оказаться слабее предыдущего. Это обычный страх перед незнанием того, что будет. И это опасение каждый раз развеивается. Постоянно идёт ротация, обновление, «Осенний салон» открывает новые имена. Даже те, кто не выставлялся после участия в проекте, получают приглашения на другие мероприятия, имеют возможность показать свои работы на artcenter.by. Ведётся системная работа, направленная на то, чтобы не потерять какие-то имена. 

Первый салон был wildcard-приглашением и «завлеканием» людей. И пространство было вдвое меньше. Сейчас ситуация совершенно другая: количество желающих значительно превосходит наши возможности. Материально-техническая база тоже другая. А главное – сформировалось узнаваемое имя. Другое дело, что мы даём площадку для «прыжка», и автору важно не зацикливаться на одном «Осеннем салоне». Было бы здорово, если бы после «Салона» их подхватывали интересные галереи. Одним словом, нужно развитие.

«Осенний салон с Белгазпромбанком» всегда ждут. И пусть это прозвучит немного попсово, но аудитория ждёт от экспертного сообщества подборку, которую им советуют посмотреть. Есть зрители подготовленные, но многие ждут какой-то подсказки. И в этом смысле «Салоны» создают многогранную и качественную подборку белорусского искусства. Это и определённый срез, который показывает: на данный момент мы такие.

Более того, добавлением к «Осеннему салону» проекта «Арт-Минск» мы задали очень мощный темп обновляемых работ, т.е. люди уже не могут выставлять работы прошлых лет. И это вызов художнику: сможешь ли ты участвовать в двух больших выставках ежегодно? Это же не производство, а уникальный труд, для которого требуется вдохновение. 

Оба этих проекта приподнимают планку отношения художника к самому себе. Для нас важно помогать держать эту планку.

 

Беседовал Павел Канаш,

главный редактор

корпоративного журнала Белгазпромбанка «Банк.NOTE»

 

http://belgazprombank.by/about/press_centr/books/ 

https://www.facebook.com/BGPB.BankNOTE/