В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится единственный в нашей республике живописный портрет, который, по мнению исследователей, принадлежит кисти Валентия Ваньковича, выдающегося художника-портретиста XIX столетия, и является изображением То́маша Зана – одного из близких друзей Ваньковича по Виленскому университету.
То́маш Зан был одним из самых разносторонне одарённых и образованных людей в виленском окружении Валентия Ваньковича. Его интересы отличались чрезвычайной обширностью, затрагивая многие науки и сферы знаний: математику, физику, астрономию, биологию, архитектуру, философию. Он занимался теорией музыки, историей, политической экономией, изучал польскую и французскую литературу, знал греческий, немецкий, итальянский языки, писал стихи.
Вместе с Адамом Мицкевичем Томаш Зан был одним из инициаторов создания тайных объединений студентов Виленского университета: Общества филома́тов («стремящихся к знанию») в 1817 году и Общества филаре́тов («любящих добродетель») в 1820. Первоначально ставившие своей задачей самоусовершенствование и самообразование членов, общества постепенно приобрели патриотическую и политическую направленность, просветительские идеи его участников слились с идеями национально-освободительными. Это стало поводом для властей к прекращению деятельности обществ, массовым арестам, суду и ссылкам их руководителей. В 1823 году Зан был арестован, в 1824 – осуждён на год заключения в крепости и последующую ссылку в Оренбург, в которой провёл около 13 лет.
Находясь в ссылке, Томаш Зан, благодаря своим талантам и энциклопедическим знаниям, способствовал осуществлению ряда важных научно-исследовательских и просветительских проектов Российской империи. В частности, в 1829 году он принял участие в экспедиции по Уралу известного немецкого учёного Александра фон Гу́мбольдта, в ходе которой был проведён ряд важных геологических изысканий, осуществлён осмотр уральских рудных месторождений: железных, золотоносных, самородной платины, собрана внушительная коллекция минералов. В начале 1830-х годов Зан работал над созданием Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея – первого музея в городе. Его открытие состоялось 1 апреля 1831 года.
В 1837 году Томаш Зан получил разрешение жить в центральных губерниях России, переехал в Санкт-Петербург, где до 1841 года служил библиотекарем в Институте Корпуса горных инженеров, пока, наконец, ему не было позволено вернуться на родину – в Беларусь.
Предполагается, что портрет друга своей юности Валентий Ванькович написал в период между 1837 и 1839 годами. Возможно, во время одной из вероятных поездок художника в Санкт-Петербург из Минска, где он жил с 1829 года и откуда в 1839 отправился в своё последнее путешествие в Европу.
В состоянии глубокой задумчивости предстаёт на портрете Томаш Зан. Художник мастерски передал эффект его одновременного присутствия и «отсутствия» перед зрителем. Физически он здесь: развернувшись в три четверти, спокойно сидит за столом, спина прямая, подбородок слегка приподнят вверх, пальцы правой руки опираются на страницы раскрытой книги. Но в то же время, он где-то очень далеко, «улетел» за своими мыслями, воспоминаниями или мечтами. Не случайно взгляд его глаз отведён в сторону, подчёркивая отрешённость от происходящего здесь и сейчас, а лицо, благодаря чуть приподнятым уголкам рта, кажется готовым озариться скептической полуулыбкой, словно в ответ на мысли, роящиеся в голове. Глядя на портрет, нельзя не вспомнить о стремлении художников-романтиков, к плеяде которых принадлежал и Валентий Ванькович, уйти от будничной обыденности, представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нём наиболее полно раскрываются лучшие стороны его духовного облика, внутренний мир его души, сокровенная жизнь его сердца.
Используя неяркую гамму красок, художник удачно выстраивает колористическое единство полотна. Нейтральный фон, сгущающийся в мягко-коричневую мглу, и местами скрадывающий контурную определённость фигуры, способствует акцентированию лица портретируемого, написание которого отличает особая тонкость исполнения.
Черты лица перекликаются с литературным описанием Томаша Зана, которое в 1821 году оставил Отто Слизень, один из знакомых Зана: «… среднего роста, с вьющимися волосами, смуглый, с правильной формы орлиным носом, открытым, высоким, с большими углами лбом, приятным выражением лица и глаз». Вместе с тем, Валентий Ванькович нашёл нужную грань между верностью натуре и художественным обобщением: не будет преувеличением сказать, что в образе друга он воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи – борца и мыслителя.