Полотно «Сена в Париже» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк», написанное в самом начале парижского периода жизни и творчества Осипа Любича, отражает важный аспект восприятия и претворения городского пространства в творчестве художника.
Париж, город, которому Любич был обязан многим, под небом которого он состоялся и реализовался как художник, никогда не предстает в его работах торжественным и официальным, в значимости своих архитектурных достопримечательностей и исторических символов. Париж Осипа Любича – это простые, довольно однообразные и непритязательные мотивы: убегающие, часто безлюдные улочки, заснеженные крыши домов, маленькие церквушки, одноэтажные домишки предместий. Город выступает в произведениях художника и своеобразным персонажем, и местом действия, и фоном, на котором разворачиваются театральные репетиции и выступления. И даже когда Любич пишет знаменитые виды Парижа, будь то собор Парижской Богоматери или набережные Сены, город предстает лирико-романтичным, окрашенным сдержанной, камерной интонацией.
Такая же светлая и немного грустная гармония отличает и работу «Сена в Париже». Картина кажется одновременно ясной и загадочной, наивной и молчаливой. Несмотря на то, что художник изображает главную водную артерию города, из-за отсутствия узнаваемых архитектурных или скульптурных памятников, сложно определить конкретное изображенное место. Пейзаж воспринимается скорее, как обобщенный образ любого будничного городского мотива, в котором протекает знакомая и привычная жизнь.
На переднем плане во всю ширину полотна изображена спокойная река с плывущим прогулочным корабликом, окаймленная безлюдной набережной. В водной глади отражаются зелень деревьев и небо. В глубине, за пересекающим реку мостом, обозначена архитектура Парижа с синкопированной ритмической организацией, от одноэтажных домов, спрятанных за деревьями слева, до многоэтажек с устремленными вверх трубами в правой части холста.
Поразительная чистота и непосредственность, тишина и лиризм создают впечатление города, как вместилища чьей-то души, рождают ощущение незримого присутствия человека. На фоне безлюдности набережной высокие и маленькие деревья с пышными темно-зелеными кронами кажутся обособленными, воспринимаются как своеобразные персонажи. Особую поэтичность пейзажу придает и розово-лиловый оттенок неба, затрудняющий определение времени суток. Здесь время неуловимо, здесь в красках и линиях выражена сокровенная мелодия длящегося мгновения.
Сочетания неярких цветов образуют спокойную, но выразительную гармонию, смягчающую несколько неровный ритм, композиционную асимметрию и легкую деформацию архитектуры. Преобладающие цвета – зеленый, синий – дополнены розовыми и лиловыми оттенками, придающими пейзажу романтическую интонацию. Под кистью художника прозаичность конкретного мотива превращается в реализацию ощущений от него. Тщательная работа с мазком, с цветовыми отношениями для художника не менее важна, чем отображение реальности.
Существует Париж Эдуарда Мане и Клода Моне, Камиля Писсарро и Альбера Марке, Марка Шагала и Хаим Сутина. Этот список может продолжить Осип Любич, сформировавший свой исключительно интеллигентный пейзажный «код» города, поведавший о плывущих утренних туманах над набережной Сены и серо-синем небе, о тишине окраин и тонущей в красочном мареве парижской архитектуре.