В полотне «Танцовщица с бубном» Осипа Моисеевича Любича из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» нашла отражение одна из центральных тем творчества художника, которая в разных видах и вариациях красной нитью проходила через всё его искусство – тема театра в жизни и жизни в театре.
Праздничный, сверкающий мишурой мир кабаре и цирков французской столицы неизменно привлекал к себе пристальное внимание художников – прославленных и только начинающих. Он нашёл яркое отражение в творчестве Эдгара Дега, Поля Сезанна, Анри де Тулуз-Лотрека, Жоржа Сёра, Жоржа Руо, Марка Шагала, Пабло Пикассо и многих других мастеров изобразительного искусства. Влияния его блистательной, полуфантастической атмосферы не избежал и Осип Любич.
В начале 1920-х годов, обосновавшись в Париже, Любич был очарован цирком и его загадочными обитателями – «цирковым людом»: акробатами, эквилибристками, силачами, наездниками, клоунами. Дочь художника, Дина Любич, позже будет вспоминать: «Цирк был любимым папиным местом. Он часто водил меня туда. Особенно мы любили маленькие бродячие труппы, которые выступали во дворах, на улицах». Люди-лицедеи, живущие в большом городе своей автономной жизнью, репетирующие и выступающие, демонстрирующие своё мастерство в ярком сиянии огней и отдыхающие после представлений, стали героями многих живописных полотен художника. И «Танцовщица с бубном» – одно из них.
На открытом воздухе под лучами яркого солнца, на фоне пронзительного синего неба и городского пейзажа, Осип Любич изображает молодую женщину, которая сосредоточенно и безмятежно выбивает палочками барабанную дробь. Мечтательное выражение, словно маска, застывшее на её лице, удивительно точно передаёт состояние полной отстранённости женщины от окружающего мира, её «уход» и в репетиционный процесс, и в свой внутренний мир. Туда, где она свободна от всех образов и ролей, которые исполняет перед публикой, где она может быть только собой. Сходным настроением художник наделяет и другого героя картины, также принадлежащего к «цирковой братии» – мужчину в белой майке и розовом трико. Эти двое одновременно и «присутствуют», и «отсутствуют» перед зрителем, погружённые в свои мысли, мечты и фантазии.
Сегодня сложно сказать написана ли эта картина Осипом Любичем на основе натурного наблюдения, мгновения, увиденного в жизни, которое захватило его воображение, или же это постановочная, полностью придуманная сцена, и моделям пришлось долгими часами в полной неподвижности позировать художнику. Но то, что за внешней канвой происходящего художник смог показать скрытую глубину, подтекст содержания, неоспоримо.
Репетиция и отдых перед вечерним выступлением – это только поверхностный смысловой уровень картины. В незамысловатой сцене беспощадная кисть художника запечатлела горькие размышления о непростой судьбе любого человека искусства: его тяжёлом и практически незаметном посторонним людям каждодневном труде, жестокой самодисциплине и непрерывном поиске, творческой свободе и несвободе, финансовой нестабильности, частом непонимании окружающими, одиночестве. За изображённым моментом покоя и безмятежности после напряженных выступлений прочитывается тема драматической и рискованной жизни циркового артиста. Невольно вспоминаются слова Марка Шагала, в творчестве которого театральная арлекинада также занимала одно из ведущих мест: «Я всегда рассматриваю клоунов, акробатов и актеров, как существа трагические».
Осип Любич не случайно обратился к разработке этой темы. Ведь она имела самое непосредственное отношение и к нему лично: жизнь художника так же, как и жизнь циркача «на колёсах» неопределённа и полна невзгод. Его свободное искусство зачастую оплачиваются непониманием и отчуждением, а зависимость от заказчиков и творческая несвобода оборачиваются потерей собственного художнического «Я». Праздник и драма, радость и отчаяние, победа и поражение в жизни художника нерасторжимы, также как неразделимы и кажущиеся на первый взгляд отстранёнными друг от друга персонажи картины Осипа Любича.