Уроженец Могилёвщины, скульптор Лев Инденбаум принадлежит к числу тех мастеров Парижской школы, чья известность была не столь громкой и всеобщей, как, например, слава Марка Шагала, Хаима Сутина или Осипа Цадкина. Однако его высокопрофессиональное, качественное искусство всегда имело свой круг ценителей и почитателей, и в настоящее время интерес к творчеству Льва Инденбаума стремительно растёт.
В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» творчество художника представлено двумя скульптурными произведениями, и это единственные работы Льва Инденбаума в музейных собраниях нашей республики.
Отлитый в бронзе «Бюст девушки», датированный 1930-м годом, относится к завершающему этапу творческого становления Инденбаума-скульптора, когда его индивидуальная манера уже практически сложилась, определились основные жанровые предпочтения, главные темы и сюжеты, к которым художник будет обращаться в течение всей своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Чрезвычайно важную роль в процессе формирования художественных взглядов Льва Инденбаума сыграло его близкое знакомство с одним из ведущих представителей европейской неоклассической скульптуры ХХ века – с Эмилем Антуаном Бурделем, под непосредственным руководством которого начинающий художник занимался в 1910-х годах в течение нескольких лет в парижской частной Академии де ла Гранд Шомьер. Во многом благодаря своему прославленному наставнику, Инденбаум открыл для себя скульптуру греческой архаики и древневосточных цивилизаций, которые стали источником вдохновения для целого ряда его произведений – монументальных торсов, портретных бюстов и голов, декоративных панно. Изучение традиций ранней античной и древнеегипетской скульптурной пластики и избирательное следование им, поставило в центр искусства Льва Инденбаума образ гармоничного человека, в котором художник видел высшее воплощение свободного равновесия материального и духовного, рассудочного и эмоционального.
Очевидная связь с неоклассическим искусством чётко прослеживается в понимании форм и трактовке образа юной девушки – ещё почти девочки – в бюсте из художественного собрания банка. К сожалению, пока не удалось установить, является ли работа портретным изображением некой конкретной модели или это обобщённый образ-тип, но, так или иначе, эта безымянная девушка являет собой саму Юность. Она вмещает в себе целостный поэтический мир, исполненный наивной чистоты, свежести, чувственной полноты и чуть угловатой грации.
С нежной дерзостью в решительно сомкнутых губах, с высоко поднятой головой и гордым взглядом, устремленным вперёд прямо перед собой, она демонстрирует готовность ко всему, чтобы не ожидало её в будущем. Художник искренне любуется её юношеским максимализмом по отношению к жизни. С трепетом рисует форму слегка вздернутого носа, линию разлетающихся бровей, прямую спину и юные девичьи плечи, еще несформировавшуюся грудь, компактный объём волос. Это негромкая ода девушке, имеющей смелость смотреть на мир своими собственными глазами.
Внешне сдержанная стремительность внутренней динамики девушки подчеркнута живой лепкой произведения. Практически черная тонировка бюста, «собранность» его объёмов и форм недвусмысленно перекликаются с произведениями архаичной примитивистской скульптуры.