Сидящая дамаЗак Евгений, 1902

Бумага, карандаш; Размер: 20,8 × 16,5 см Приобретено в 2015 на аукционе Agra-Art в Варшаве

Об экспонате

Рисунок «Сидящая дама», представляющий начальный этап творчества художника Парижской школы Евгения Зака, является интересным примером произведений так называемой оригинальной графики в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

Термином «оригинальная графика» принято обозначать рисунки, сделанные художником в единственном экземпляре. Иногда – как самостоятельное и вполне самодостаточное произведение искусства. Но гораздо чаще подобные рисунки носят вспомогательный характер, являясь, по сути, набросками – своего рода «быстрыми заметками» художника, сделанными исключительно для себя, его «рабочим материалом» для возможного дальнейшего использования.

В рисунках художник запечатлевает непосредственные наблюдения окружающей действительности и людей, фиксирует свои новые идеи, мысли, фантазии, осуществляет поиск решения некой определённой творческой задачи, отрабатывает какой-либо частный элемент – мимику, движение, позу и т.д. Рисунок можно сравнить с внутренним диалогом, который художник ведёт сам с собой, переживая какое-то впечатление либо задумывая и разрабатывая будущее произведение.

Некоторые наброски так и остаются лишь частью процесса исканий художника. На основе других позже рождается новое произведение искусства. Такие рисунки обычно называют эскизами. Извлечённые из личных альбомов и папок художника и представленные на широкое обозрение публике, они позволяют зрителю проникнуть в «тайную кухню» создания произведения, увидеть, что стало импульсом для его зарождения, проследить за развитием и становлением сюжетного и композиционного решения, почувствовав свою причастность к «Sancta Sanctorum» («святая святых») искусства – процессу созидания.

Наброски являются неотъемлемой частью творчества и составляют значительную часть наследия практически каждого художника.

Карандашный рисунок Евгения Зака с условным названием «Сидящая дама» датирован 12 октября 1902 года, временем, чрезвычайно важным в творческой биографии художника. Именно в 1902 году, приняв твёрдое решение посвятить свою жизнь искусству, семнадцатилетний Евгений Зак переехал из Варшавы в Париж – подлинную столицу мирового искусства начала ХХ века, чтобы пройти здесь курс специального обучения. Поступив в главное, старейшее художественное заведение Франции – Национальную высшую школу изящных искусств, известную своей консервативной академической системой преподавания, он также посещал занятия в частной Академии Коларосси. Подобно другим парижским приватным художественным школам «открытого типа» – без строго утверждённого образовательного курса, куда можно было записаться на несколько месяцев, недель и даже дней, «Академия свободных художеств Филиппо Коларосси», являясь проводником идей новых художественных направлений – импрессионизма, символизма, модерна, – показывала своим ученикам альтернативный официальному академическому, путь в большое искусство. Однако, несмотря на существенные отличия в подходах к обучению, и Национальная школа изящных искусств, и частные академии, всегда были едины в том, что обязательным условием успеха художника является его каждодневный напряжённый труд, непрерывное развитие таланта и навыков. Поэтому наличие у студента альбома для зарисовок и регулярное пополнение в нём количества изображений было и, собственно, продолжает оставаться, одним из непременных условий процесса профессионального становления.

Беглый набросок сидящей в интерьере дамы в модном городском костюме, сделанный, несомненно, с натуры, Евгением Заком в первый год учёбы во Франции, может быть ярким свидетельством чрезвычайно ответственного отношения молодого человека к своей цели стать художником. Делая быструю зарисовку, он не забывает о необходимости грамотной компоновки всего изображения на листе бумаги; используя разные виды штриховки, создаёт впечатление пространственной глубины с передним и задним планами; намечая картины, висящие на стене, вносит в набросок момент повествовательности. Зак точно попадает в пропорции фигуры дамы, реалистично передаёт её позу и разворот: одна нога лежит на другой, спина прямая, голова чуть наклонена вперёд, скрещенные кисти рук придерживают декоративную тросточку – изысканный аксессуар костюма. Начинающему художнику также удаётся хорошо передать состояние спокойной сосредоточенности дамы. Тонкая чёрная линия, резко очерчивающая контуры фигуры и чётко выделяющаяся на общем светлом фоне листа сообщает наброску утончённость и стильность.