Женщина с розамиСорин Савелий, 1910

Аудиогид
Холст, масло; Размер: 106×70 см Приобретено в 2015 у частного коллекционера из России

Об экспонате

Художник-портретист Савелий Абрамович Сорин родился в Полоцке Витебской губернии в небогатой еврейской семье. 16-летним юношей Сорин ушел из дома, учился в Одессе и Петербурге в Академии Художеств, которая за выдающиеся достижения послала его для дальнейшего обучения в Голландию и Францию. Критики говорили, что как «ученик Репина, прошедший французскую и итальянскую школу, он достиг уровня старых немецких мастеров». В 1913, 1915 и 1917 годах он принял участие в выставках возрожденного в Петербурге «Мира искусства», главой которого стал Николай Рерих. В 1920 году Сорин эмигрировал во Францию, во время второй мировой войны жил в США.

Мировую известность Савелию Сорину принесла галерея великолепных мужских и пленительных женских портретов русских танцовщиц Тамары Карсавиной и Анны Павловой, знаменитых деятелей «Русского балета» (антрепризы Сергея Дягилева) Джорджа Баланчина и Михаила Фокина, а также Льва Шестова, Сержа Полякова, Элеоноры Дузе, Лилиан Гиш, Надежды Тэффи. Искусствовед Игорь Грабарь писал: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет… Сорин в моде, Сорин в цене...»

Период 1910-х годов – наиболее плодотворный в творчестве Савелия Сорина. В портрете «Женщина с розой», полном романтического обаяния, нет и намёка на пейзаж и обстановку. Насыщенный синий фон, созданный небрежными широкими мазками, выделяет изящную фигурку сидящей на стуле женщины, нежно прижимающей к груди красную розу. Главное внимание мастер обращает на лицо, позу и руки портретируемой, отражая тонкие нюансы личности: это и беззащитность, и внутренняя сила, и нежность, и сосредоточенность в ясном открытом взгляде молодой особы.

Каждый женский образ, созданный Савелием Сориным, поражает необыкновенной эмоциональностью. Художник умел осветить модель так, что её лицо, идеально воплощая земной облик, не превращалось в поле битвы между светом и тенью. Улавливая мимолётные, быстро меняющиеся выражения лица, мастер отбирал лишь то, что характеризовало саму личность портретируемой.

Перед смертью 75-летний мастер завещал отправить на Родину 30 портретов деятелей русского искусства, исполненных им в 1920—1940-е годы. Его волю выполнила вдова Анна Семёновна Сорина: в 1990-е годы дар художника был передан в фонды Третьяковской галереи в Москве.