Натюрморт «Букет роз» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представляет одну из основных линий в творчестве художника-уроженца Витебской губернии Григория Михайловича Бобровского, академика петроградской Императорской Академии художеств, известного советского живописца первой половины ХХ столетия.
Ещё являясь студентом Академии, Бобровский открыл для себя прелесть этого, казалось бы, незамысловатого жанра, и обращался к нему регулярно в течение всей своей профессиональной деятельности. В 1900-х–1910-х годах натюрморт был для художника, стремившегося к расширению возможностей своей живописной манеры, в первую очередь, площадкой для творческих экспериментов в области цвета, формы, композиции. В послереволюционный период, когда Бобровский «влился в ряды» советских художников, натюрморт, идеологически нейтральный по самой своей сущности, стал для него, как и для многих других живописцев СССР, своеобразным жанром-отдохновением, окном, приоткрытым в свободное искусство.
«Букет роз» датирован 1908 годом, т.е. полотно было написано Григорием Бобровским в первое десятилетие самостоятельного творчества, когда по завершении академического курса обучения, он, параллельно с художественной и преподавательской деятельностью, совершил несколько длительных поездок по странам Западной Европы. В середине 1900-х годов Бобровский продолжительное время жил в Париже и даже посещал здесь занятия в частных художественных школах – Академии Жюлиана и Академии Коларосси.
Близкое знакомство с искусством французского импрессионизма, постимпрессионизма, модерна существенно обогатило Бобровского как художника, помогло ему подняться на более высокий уровень персонального живописного мастерства. Значительные изменения произошли и в его взглядах, о чём свидетельствуют произведения конца 1900-х – начала 1910-х годов, которые наряду со следованием реалистической традиции искусства, изначально свойственной Бобровскому, демонстрируют гармоничное приятие живописцем многих достижений и приёмов французских художественных течений рубежа XIX–XX веков, их индивидуальную трактовку.
Эти черты хорошо заметны и в «Букете роз».
Сюжет цветочного натюрморта Григория Бобровского предельно прост: художник «крупным планом» изображает пышный букет из белых и тёмно-бордовых роз, поставленный в тёмно-синюю керамическую вазу. Поверхность, на которой размещён букет, почти не проработана: быстрыми, предельно обобщёнными мазками художник формирует несколько рыжевато-зелёных пятен, которые с равной вероятностью могут быть и узорами на светлой скатерти, и дефектами деревянной полки, стола или подставки. То же можно сказать и о глубоком серо-голубом фоне натюрморта: это не драпировка, не стена, не световоздушная среда, а просто некая закрашенная поверхность.
Всё внимание художника сконцентрировано на вазе с букетом, на округлых цветках роз, которым тесно в пространстве холста. Их пышные головки, написанные энергично, широко и свободно, без детальной проработки, упираются в края картины и даже «выходят» за её пределы. Использованный приём композиционного среза придаёт всему произведению эффект фрагментарности, нарочитой этюдности, непосредственности живого восприятия натуры, которые, несомненно, были подсмотрены Бобровским в произведениях импрессионистов. Вместе с тем, акцентированная материальность букета, декоративная выразительность, холодная звучность колорита произведения, плотное, густое наложение красок, хранящих следы прикосновений кистью и образующих шероховатую рельефную фактуру картины, говорят о внимательном изучении художником творчества великих постимпрессионистов – Поля Сезанна и Винсента Ван Гога.
Григорий Бобровский не стремится наделить свой натюрморт какими-то зашифрованными, символическими значениям, его не интересует иносказательный язык цветов, которые стали объектом его изображения, – только их материальная, видимая составляющая важна ему, то, что, по сути, является удобным полем для его живописного экспериментирования.