Бюст прославленного французского композитора Гектóра Берлиоза из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк», представляет ранний период творчества яркого мастера станковой скульптуры первой половины ХХ столетия, уроженца белорусского Полоцка, Сергея Зеликсона.
Большая часть жизни и всё искусство художника были связаны с Францией, куда он переехал из Российской империи в 1914 году и где жил и работал до конца своих дней. К началу 1920-х годов – времени, которым специалисты примерно датируют произведение художника, Сергей Зеликсон многого достиг. Он выжил в бойне Первой мировой войны, в которой участвовал в составе французской армии. Получил профессиональное образование скульптора в парижской Национальной высшей школе изящных искусств. Принял участие в нескольких престижных художественных выставках, состоявшихся в Париже и Лондоне. А также приобрёл определённую известность среди коллег по цеху, владельцев галерей и ценителей искусства. Прежде всего – как мастер камерных бронзовых портретных бюстов и голов, изображающих известных исторических личностей, выдающихся деятелей политики и культуры.
В 1920–1930-е годы в связи с расцветом станковой кабинетной скульптуры, произведения которой предназначались, в первую очередь, для украшения жилых интерьеров богатых домов, спрос на подобные работы был чрезвычайно высок. Портреты великих людей, стоящие на видном месте в рабочем кабинете или гостиной, являлись отображением идеалов, жизненных ценностей и устремлений хозяев дома, поднимали их самосознание и зачастую даже воспринимались как своеобразные покровители их замыслов и свершений.
Впрочем, интерес к этому виду скульптурного портрета Сергей Зеликсон сохранил на всём протяжении своего творчества, а бюсты и головы его работы чаще всего отличались творческим, нешаблонным подходом к изображению избранной личности, о чём может свидетельствовать и бюст Гектора Берлиоза из художественного собрания банка.
Образ Гектора Берлиоза, выдающегося композитора-новатора и дирижёра XIX столетия, придавшего новый импульс развитию симфонической музыки, Сергей Зеликсон решает через смелую пластическую метафору. Голова композитора с взметнувшейся надо лбом массой волос, с глазами, утопающими под тяжестью насупленных бровей, – как надвигающаяся буря или неистовое «Tutti» – одновременное звучание всех инструментов оркестра – в написанных им симфониях.
Черты лица Берлиоза – высокий выпуклый лоб, впалые щеки, тонкий орлиный нос и немного выступающий вперёд подбородок – вполне портретны и узнаваемы. Но, вместе с тем, словно подчиняясь некой внутренней музыкальной вибрации, они теряют чёткость, сдвигаются со своих мест, наполняются неистовой динамикой, рождают тревожную игру света и тени, которая, в свою очередь, создаёт ощущение напряжённой внутренней жизни, активной и изнурительной работы творческой мысли композитора.
Скульптор прибегает к динамичной, экспрессивной моделировке объёмов и форм, благодаря которой при рассмотрении произведения с разных ракурсов и при круговом обходе складывается впечатление непрерывной изменчивости персонажа и его эмоционального состояния. Кажется, будто Сергей Зеликсон стремится вырваться из пространственных рамок скульптурной пластики и, уподобившись музыканту, заставить жить образ великого композитора Гектора Берлиоза во времени.