В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представлен ряд произведений, созданных выдающимися художниками XIX столетия, лучшими выпускниками, академиками санкт-петербургской Императорской Академии художеств, местом рождения которых была Беларусь. Среди них: Иосиф Олешкевич, Аполлинарий Горавский, Исаак Аскназий, Никодим Силиванович. Кисти последнего принадлежит небольшое жанровое полотно «В темнице», датированное 1874 годом.
В творческой деятельности Никодима Юрьевича Силивановича 1870-е годы были весьма напряжёнными: в числе лучших русских мозаичистов художник был привлечён к работам над внутренним убранством Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, одного из самых прославленных памятников русской архитектуры позднего классицизма. Только свободное от основного занятия время Силиванович мог посвящать станковой живописи, которая была для художника не столько средством заработка, сколько удовольствием, возможностью отдохновения. Не случайно большинство живописных произведений Силивановича – это портреты его жены и детей, друзей семьи, жанровые композиции и зарисовки, сюжеты которых, так или иначе, близки художнику.
К сожалению, пока не удалось установить, что могло подтолкнуть художника к созданию такого мрачного по содержанию и настроению произведения, как «В темнице». Были ли это глубоко личные причины, которые позволили бы трактовать картину как аллегорию душевного состояния художника, или же это реакция на какое-то событие современности, получившее отображение в данной работе Силивановича. Например, на десятилетие разгрома польско-белорусского восстания 1863–1864 годов, участники которого боролись за восстановление независимости Речи Посполитой, а после поражения, в большинстве своём, оказались в тюрьмах и ссылках.
Луч солнечного света, врывающийся сквозь забранное решёткой окно в тюремный каземат, разгоняет его полумрак, ярким пятном ложится на кирпичную, давно некрашеную стену, высветляет лицо и фигуру узника, выделяет прикреплённую к стене массивную железную цепь, бликует на гладких поверхностях незамысловатой тюремной утвари – глиняного кувшина и кружки.
Старательно выстроенная художником трёхплановая композиция картины, решённая в лучших традициях академической школы живописи, устанавливает чёткую последовательность повествования произведения. Зритель имеет возможность внимательно рассмотреть тщательно прописанные предметы ближнего плана: охапку соломы на полу, служащую заключённому постелью, костыль, стоптанные сапоги, лежащую на боку пустую миску с ложкой, засохшую корку хлеба. Они наглядно и неоднозначно сообщают о тяготах и лишениях тюремной жизни, о страданиях, выпавших на долю узника.
На контрасте с ними, ярко освещённая фигура заключённого, изображённая на втором, главном плане картины, почти в центре полотна, а также дополнительно акцентированная художником чернотой арочного проёма закрытой двери, говорит о несломленности духа, идейной крепости узника.
Тонкие, благородные черты его интеллигентного лица, пронзительный взгляд пылающих глаз, устремлённый к окну и словно отрешённый от реальности происходящего, убеждают в готовности мужчины страдать за свои идеалы, но не изменить им. Более того, следуя академическим правилам, требовавшим чёткой определённости в содержании произведения, Силиванович вводит в картину несколько предметов-атрибутов. Золотой крестик, выбившийся из-под рубашки и хорошо выделяющийся на фоне чёрного шейного платка, и деревянная клюка-посох, которую узник крепко сжимает в левой руке, прямо ассоциируются с выражением «нести свой крест» до конца, каким бы он ни был.
Очень красив по живописной фактуре третий – фоновый – план произведения, образуемый массивной кирпичной стеной камеры с тёмной арочной дверью по центру. Множество мелких, разнонаправленных, словно хаотичных мазков прекрасно передают ощущение неровной поверхности стены, с местами отвалившейся от сырости до кирпича штукатурки, испещрённой, еле заметными в сумраке темницы, монограммами, датами и надписями, оставленными её предыдущими обитателями.
Достаточно строгое следование Никодима Силивановича нормам академического искусства, вносит в произведение элемент постановочности, снижает его драматизм и эмоциональную напряжённость, что отчасти скрадывается колористическим решением картины. Её палитра, без ярких цветовых акцентов, строящаяся на сочетании коричневато-золотистых и зеленовато-серых приглушённых, максимально сближенных тонов, в контексте сюжета полотна воспринимается очень естественно и реалистично. Она не только полностью соответствует слабо освещённому полуподвальному помещению темницы, но и существенно усиливает эффект мрачной атмосферы и гнетущего настроения изображённой сцены, к созданию которых стремился художник.