Небольшое полотно «Капри» Абрама Аншеловича Маневича из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» было написано во время второй поездки художника по странам Западной Европы – Швейцарии, Франции, Италии. Главной областью интересов Маневича этого периода был пленэрный пейзаж. Так специалисты обычно называют произведения, созданные художниками непосредственно на природе, «en plein air» – «на открытом воздухе», когда передаётся всё богатство изменений цвета в условиях естественного солнечного освещения и окружающей воздушной среды. Вместе с тем, Маневич не замыкается лишь на правдивом отображении колористического многообразия окружающего мира. Реалистические тенденции пейзажного жанра, пленэрная живопись обогащаются в его творчестве декоративизмом и орнаментальностью модерна, мощной и импульсивной лепкой красочной массы, идущей от постимпрессионизма. Все эти особенности нашли отражение в каприйском пейзаже художника из банковского собрания.
Капри – «Голубой остров» Неаполитанского залива – был местом чрезвычайно притягательным для художников. Начиная с XIX века, он стал важным пунктом творческих путешествий многих живописцев, приезжавших в Италию, чтобы совершенствовать своё профессиональное мастерство. Яркая, неповторимая красота этого подлинно райского уголка на земле предстаёт на полотнах Сильвестра Щедрина, Льва Лагорио, Ивана Айвазовского, Константина Первухина, Михаила Нестерова, Григория Бобровского, Константина Горбатова и многих других известных пейзажистов.
Не стал исключением и Абрам Маневич, прибывший на остров в 1910 году. Здесь, на Капри, эмоциональная наполненность и колористическая свобода, которые были изначально свойственны творчеству художника, нашли соответствие в реальности бесконечного цветового многообразия острова, в вычурности изрезанного пространства его ландшафтов. Возможно, благодаря именно этому моменту «совпадения» в каприйских пейзажах живописная манера Маневича окончательно раскрепостилась, раскрылась в свою полную силу.
Картина художника «Капри» отличается сочетанием «небрежной», по-европейски раскованной манерой письма и, вместе с тем, тщательной выстроенностью, завершённостью, органичностью соединения декоративных и пленэрных начал. В кажущейся на первый взгляд непредвзятости выбранного Маневичем вида, прочитывается определенная символичность – по сути, это зримое воплощение философской дихотомии «малая земля – Большой мир». Художник использует точку зрения сверху, запечатлевая увитую растительностью холмистую возвышенность, спускающуюся к водной глади многочисленными уступами. Использование этого приёма позволяет ему, с одной стороны, сохранить ощущение предельно близкого общения с природой, а с другой, избежать камерности, сделать конкретный мотив частью большого, далеко расстилающегося морского простора. Взаимодействие двух пространств подчеркнуто стремительностью диагональной композиции и вертикалями переплетающихся лиан. Хорошо найдены цветовые сочетания голубого, синего и зеленого, которые соединяют воедино «малый» мир экзотических растений, изображенных на первом плане, и кажущийся бесконечным Неаполитанский залив. В символико-импрессионистической основе картины остров предстает романтическим идеалом – уголком покоя и безмятежности, особой реальностью, в которой обыденность трансформируется в миф.
Капри действительно был мечтой, богатая природа, таинственность и уединенность острова притягивали к себе писателей, поэтов, композиторов, музыкантов, художников со всего мира. Интеллектуальное бурление делало остров очагом постоянного художественного экспериментирования. Именно здесь Абрам Маневич познакомился с Максимом Горьким, которому остров, как и многим другим выдающимся деятелям мировой культуры, стал пристанищем на долгие годы. За два сеанса художник написал портрет Горького, показал ему серию своих пейзажей, приняв скупую похвалу писателя как самую высокую оценку своего творчества. Тёплые дружеские отношения, установившиеся между Горьким и Маневичем на Капри, связывали их в течение многих лет.