«Портрет дамы в синей шали», являющийся подлинным украшением корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк», принадлежит кисти выдающегося портретиста первой половины XIX столетия, академика живописи санкт-петербургской Императорской Академии художеств, Иосифа Ивановича Олешкевича. Портрет был написан художником в последний, петербургский период творчества, который датируется 1810-ми – 1830 годом. В это время живописное мастерство Олешкевича достигло полного расцвета, а в аристократической среде Санкт-Петербурга он получил непререкаемую славу блистательного портретиста, чьи произведения отличает «совершенное сходство с моделями».
Портрет выполнен в лучших традициях европейского академизма, ярким представителем которого Иосиф Олешкевич являлся. Каждый элемент произведения указывает на приверженность художника образцам высокого классического искусства и стремление следовать им неукоснительно.
Это и овальная форма портрета, с незначительным превалированием высоты над шириной, отсылающая к прославленным ренессансным «тондо» – произведениям круглой формы, которая была особенно популярна у прославленных флорентийских мастеров эпохи Возрождения: Филиппо Липпи, Фра Анжелико, Сандро Боттичелли, Микеланджело, и, конечно же, у Рафаэля, чьё творчество живописцы академической школы XVIII–XIX веков возвели в ранг совершенного художественного эталона, «идеала прекрасного».
Это и лаконизм композиционного построения картины, напоминающей портретную миниатюру – особый жанр живописного искусства, сформировавшийся в эпоху Возрождения в Англии и получивший в XVIII–XIX веках необыкновенную популярность в среде европейской аристократии. Портретные миниатюры носили в качестве ювелирных украшений, брали с собой, отправляясь в путешествие или военный поход, размещали на столах или развешивали на стенах кабинетов, библиотек, гостиных.
Это и спокойное благородство позы изображенной дамы, и чистота и точность контуров ее фигуры, и тщательность рисунка, и тонкость письма, и удивительно согласованная по созвучию тонов колористическая гамма.
Художник тщательно гармонизирует все детали портрета. Округлые линии овала полотна идеально соответствуют мягким и плавным очертаниям женской фигуры и характеру складок её одежды. Ослепительная свежесть, «жемчужность» кожи изображённой подчёркивается контрастом насыщенных, глубоких тонов платья, накидки, фона: лицо, шея, грудь, кисть руки дамы буквально сияют рядом с чистым синим цветом шали и холодными тёмными оттенками глухого заднего плана. Нежный румянец щёк и благородный коралловый оттенок чётко очерченных губ прекрасно согласуются с серо-голубым цветом глаз модели. С изысканным мастерством Олешкевич выстраивает градации холодных и тёплых оттенков на коже там, где граничат свет и тень. Поразительной точности он достигает в передаче овала лица и очертании кисти руки с изящными, тонкими пальцами. Чистоту их линий художник оттеняет при помощи облака завитков блестящих, тщательно уложенных волос, сложного узора каймы шали, а также богатой игры её складок, подчинённой определённому ритму.
Вместе с тем, в портрете чувствуется отстранённость художника от модели. Взгляд её глаз, как будто и направленный на зрителя, словно скользит по касательной, не устанавливая взаимной связи. Олешкевича не интересует душевный мир и психологическая глубина изображённой дамы, он не пытается раскрыть какую-то особую, только ей принадлежащую тайну. Лишь цветущая красота молодости имеет для художника важность – то, что позволяет ему, портретируя реального человека, приблизиться к идеалу, живущему в его представлении. Но, может быть, именно это качество и сообщает особую притягательную силу картине – «Портрету дамы в синей шали».