Алеся Житкевич: «В искусстве всё больше присутствует тенденция ускорения»20.09.2019

Алеся Житкевич о персональной выставке в ZAL #2, зарубежных проектах и молодых белорусских художниках.

Алеся, перед Академией ты окончила колледж искусств. Сделать выбор и пойти по пути искусства в возрасте 15 лет серьезное решение. С какого возраста ты решила стать художником? 

У меня всегда была невероятная страсть к искусству. Искусство для меня всегда было источником силы, моим убежищем и моим домом. 

Ты стала денежным стипендиатом «Осеннего салона с Белгазпромбанком»-2018. Ожидала ли ты, что займешь призовое место? 

Нет, совсем не ожидала, даже предположений не было что это может произойти. Это невероятно приятно, что люди видят в моём искусстве потенциал и поддерживают меня.

Как тебе пришла идея выставки «Ближе чем рай»? 

Тема утопичного пространства зародилась у меня в 2015 году. Пространство для подлинного самовыражения, пространство личной свободы. Пляж для меня является таким символом. Символом территории переходов различных состояний и столкновения различных парадигм. «Пляжные» коннотации постепенно накапливались для целостного высказывания в выставке. Поэтому эта выставка стала логичным итогом моих размышлений.

С каким материалом ты предпочитаешь работать? Как ты выбирала медиа для выставки? 

Материал, который я использую для создания работ, очень разнообразный. Графика, видео-арт, тексты, инсталляции. Но идея для меня всегда первична, поэтому выбор материала зависит от того каким средством возможно наилучшим образом её оформить в визуальный объект. Скорее всего, именно поэтому мне особенно нравиться работать со словами, лозунгами, текстами – они являются эссенцией смысла, эфемерным, ясным и многозначным одновременно. Последнее время часто использую и графику, но поскольку это сложный материал, легко уйти в иллюстративность, однако, если такой прием подходит, то я его с удовольствием применяю

С какими трудностями ты столкнулась при открытии выставки? Какие ощущения были при открытии выставки «ближе чем рай»? 

Думаю, главная моя трудность была в эмоциональном напряжении. Я очень стеснительный человек и поэтому большое количество людей вокруг было для меня стрессом. Но этот стресс скорее положительный, потом я с удовольствием вспоминаю такие моменты.

Кроме выставочных проектах в Беларуси, ты принимала участие в зарубежных проектах. Не было ли идей уехать? 

Я считаю себя космополитом. И место нахождения не имеет для меня большой роли, тем более в наше время, когда находиться в контакте со всем миром стало нашей повседневностью. Опыт взаимодействия с другими проектами – это всегда положительный опыт, синергия, которая дает возможность развития

Как, на твой взгляд, молодым художникам живется в Беларуси? Есть ли среди знакомых тебе молодых художников, которые полностью обеспечивают себя своим ремеслом и не подрабатывают?

Объективно, живется непросто, но всё зависит от того как относиться к этим обстоятельствам. Нет, среди моих знакомых едва ли найдется один или два художника, кто работает много лет на заинтересованных коллекционеров (это люди постарше), а среди сверстников таких нет. Совмещать работу, направленную не на создание искусства, и заниматься самим искусством – единственный выход. Сложность состоит в том, что искусство требует многих затрат: финансовых, физических и пр. Это такая же работа как и другие. В Беларуси есть сложность с тем, что у нас плохо развит арт-рынок, уровень культуры не предполагает, что иметь у себя художественные произведения это круто, а галереи не работают на популяризацию этих идей, не достаточно активно продвигают белорусских художников внутри страны и в других странах.

За творчеством каких белорусских художников ты следишь? А зарубежных? 

В Беларуси и за её пределами много хороших белорусских художников, за творчеством которых интересно наблюдать. Из зарубежных  — это Сьюзен Филипсс, Джанет Кардифф и Джордж Бёрс-Миллер, Сол Калеро.

Какие тенденции существуют в мире?

В искусстве всё больше присутствует тенденция ускорения. Мне кажется это хорошо можно заметить посмотрев на художественные биеннале за последние лет пять. Чтобы быть современным нужно как будто бы опережать время.

Расскажи о своих дальнейших творческих планах. 

Продолжать работать.

Выставка Алеси Житкевич «Ближе чем рай» в ZAL #2 продлится до 22 сентября. Время работы: вторник-воскресенье 11:00-20:00. Стоимость билета: 6 BYN – полный, 3 BYN – льготный, людям с инвалидностью – вход свободный.

В экспозиции представлены: видео-арт, графические работы (акварель), инсталляции (пластик, ткань, чернила, акрил).

 

Беседовала Лиза Маслёнченко

Фото Анна Шарко, Марина Карпович

Куратор выставки Валентина Говор