Крeмень Пи́нхус (Павел)
(1890, д. Желудок Виленской губ. (ныне Щучинский р-н Гродненской обл.) — 1981, Сере, Франция)
Живописец, график, скульптор.
Художник Парижской школы Пинхус Кремень родился 28 июля 1890 года в местечке Жолудо́к Лидского уезда Виленской губернии (сейчас – городской посёлок Желудо́к в Щучинском районе Гродненской области) в многодетной еврейской семье ремесленника-кустаря.
Начальное художественное образование Кремень получил в виленской Рисовальной школе, где учился в 1909–1912 годах. Открытая в 1866 выпускником санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иваном Трутневым и существовавшая до 1915 года, школа была ведущим художественным учебным заведением на белорусско-литовских землях. Во время учёбы в Вильно произошло знакомство Пинхуса Кременя с Хаимом Сутиным и Михаилом Кикоиным, которое переросло в многолетнюю дружбу.
Мечтая продолжить своё образование в Париже, в 1912 году Кремень нелегально пересек границу и через Германию перебрался во Францию. Приехав в Париж, он поселился в «Улье» («La Ruche»), знаменитом доме-коммуне, созданном в 1902 году для начинающих художников меценатом и скульптором-любителем Альфредом Буше.
Около года Пинхус Кремень посещал занятия в парижской Национальной высшей школе изящных искусств в мастерской художника-академиста Фернана Кормона, мастера исторических и религиозных композиций, портретиста. Однако значительно бóльшее влияние на формирование Кременя оказала творческая среда, в которой он находился, его тесное общение с Хаимом Сутиным, Амедео Модильяни, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Андре Дереном, Фернаном Леже, другими художниками-авангардистами.
В годы Первой мировой войны Пинхус Кремень находился в Париже.
В 1914 году выставил в салоне Независимых три скульптурные работы, однако уже со следующего года стал заниматься почти исключительно живописью. На всём протяжении творчества Кремень писал пейзажи, портреты, натюрморты и ню в динамичной манере, стилистически близкой экспрессионизму.
С 1916 года произведениями художника заинтересовались и стали покупать известные парижские арт-дилеры: Леопольд Зборовски, Поль Гийом, другие.
В 1919 году в парижской галерее Жака Поволоцкого («J. Povoltzky») состоялась первая персональная выставка работ Пинхуса Кременя, на которой были показаны средиземноморские пейзажи и серия ню, написанные художником в 1918 во время пребывания в городке Сере на юге Франции (департамент Восточные Пиренеи).
В течение дальнейшей жизни художник будет часто бывать и подолгу жить в Сере. Виды Сере запечатлены на многих картинах художника разных лет.
Свои живописные произведения Кремень регулярно экспонировал на выставках. С 1921 года – Осеннего салона, с 1924 – салона Тюильри. Участвовал в групповых выставках в галерее «Devambez» (1920) и «Сотня с Парнаса» (Café du Parnasse, 1921); выставках русских художников в парижских галереях «La Licorne» (1923), «d’Alignan» (1931), «L’Époque» (группа журнала «Числа», 1931, 1932), «La Renaissance» (1932), «Zak» (организована журналом «Наш Союз», 1936); в лондонской галерее «Whitechapel» (1921), других. В 1928 году работы Пинхуса Кременя были показаны на выставке «Современное французское искусство», проходившей в залах Государственного музея нового западного искусства и Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Вместе с Хаимом Сутиным и Лазарем Воловиком Кремень выставлялся в 1924 году в парижской галерее «La Licorne»; участвовал в собраниях и выставках литературно-художественной группы «Через» (Café de Port-Royal, 1924).
В 1923 году Пинхус Кремень подписал свой первый контракт с арт-диллером Полем Гийомом; в 1927 – контракт с парижской галереей «Van Leer», где в 1927, 1929 и 1931 годах состоялись три персональные выставки художника.
В 1930-х годах персональные выставки Кременя проходили также в парижских галереях «Druet» (1932), «Gerbo» (1936), в творческой мастерской художника (1933).
В 1920–1930-х годах художник много путешествовал по Франции, ездил на Корсику, посещал Швецию. В 1937 некоторое время жил в Бургундии, в 1938 – недалеко от Буржа.
Во время Второй мировой войны, в 1940–1944 годах, художник, скрываясь от нацистов, находился в маленьком городке Тюре́н (департамент Коррез).
В конце 1944 года Пинхус Кремень вернулся в Париж. В 1945 году принял участие в «Выставке современных русских живописцев и скульпторов», организованной комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа; в 1946 – в выставке «В честь Победы», устроенной Союзом советских патриотов (1946).
В 1940–1950-х годах часто бывал и подолгу жил в Израиле; в 1949–1956 участвовал в выставках в Иерусалиме. В 1960-х годах переехал в Сере, где построил дом-мастерскую.
Продолжал активно экспонировать свои произведения во Франции, Великобритании, США, на персональных и групповых выставках. В Париже персональные выставки работ Пинхуса Кременя состоялись в галереях: «Creuze» (1946); «Art vivant» (1951); «Mоuradian-Vallotton» (1955); «Durand-Ruel» (1960, 1969); «J. Chalom» (1962); «Seine 38» (1974). А также в Лондоне (в галереях «Redfern», 1954; «Adams», 1960), Филадельфии (1958), Женеве (1969), Каннах (1974).
Участвовал в групповых выставках: «Русские художники-эмигранты в Париже» в лондонской галерее «Redfern» (1957), «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и в Париже (Дом французской мысли, 1961), «Художники Монпарнаса» в Лондоне («Goupil», 1970), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), других.
Умер художник 5 апреля 1981 года в Сере. Был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
Произведения Пинхуса Кременя представлены в музейных и частных собраниях Франции, США, Великобритании, Швейцарии, Израиля, России, Беларуси, других стран.
В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится 9 живописных произведений художника, все они включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.