Симеон Полоцкий



Симеон Полоцкий (Петровский-Ситнианович Самуил Гаврилович)
(1629, Полоцк — 1680, Москва)

Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик.

Выдающийся государственный, церковный и культурный деятель Беларуси и России XVII столетия, поэт, богослов, педагог, переводчик Симеон Полоцкий (настоящее имя Самуил Петровский-Ситнианович) родился 1629 году (по некоторым источникам 12 декабря 1629 года) в Полоцке в состоятельной купеческой семье. Первоначальное образование он получил в родном городе, в котором существовали давние традиции образовательной и просветительской деятельности.

Между 1637 и 1651 годами Симеон Полоцкий учился в Киеве, в Киево-Могилянском коллегиуме, считавшемся лучшим православным учебным заведением Восточной Европы. Именно ко времени обучения в Киеве относятся самые ранние поэтические сочинения Симеона (они датируются концом 1640-х годов), написанные в традициях панегирической поэзии и носящие поучительно-религиозный характер.

В начале 1650-х годов Симеон Полоцкий переехал в Вильно. Здесь он продолжил своё обучение в Виленской иезуитской академии – первом высшем учебном заведении в Великом княжестве Литовском. Ко времени учёбы в Вильно Симеон Полоцкий досконально овладел латынью, церковнославянским и польским языками; писал на них стихи, речи, проповеди, научные работы. По мнению многих исследователей, в виленских период Симеон Полоцкий вступил в униатский орден базилиан (орден Василия Великого).

Завершить образование в Виленской академии Симеону помешала начавшаяся в 1654 году война Речи Посполитой с Россией (1654–1667) и захват Вильно в 1655 году. Во время войны Симеон переехал в Полоцк, где в 1656 году постригся в монахи православного Полоцкого Богоявленского монастыря под именем Симеон (прозвище «Полоцкий» он получил позже в Москве); в течение восьми лет он преподавал в братской школе при монастыре.

После захвата Полоцка русскими войсками в 1656 году Симеон приветствовал царя Алексея Михайловича хвалебными стихами («Полоцкие метры») в исполнении своих учеников. Стихотворное прославление понравилось царю и его придворным, поэтому Симеону заказали ещё один цикл подобных панегирических стихов («Витебские метры»), которые были озвучены во время посещения Симеоном Москвы в 1660 году.

Около 1664 года Симеон окончательно переехал в Москву, где его способности сразу были высоко оценены и востребованы. Симеон Полоцкий занимался созданием школы при Заиконоспасском монастыре Москвы для подготовки подьячих (служащих) Приказа тайных дел – будущих чиновников, дипломатов, переводчиков. В 1665–1668 годах он непосредственно руководил работой школы. Есть основания полагать, что основные принципы организации процесса обучения были заимствованы Симеоном из практики учебных заведений, существовавших у него на родине.

Симеон Полоцкий активно работал над проектом первого в России высшего учебного заведения (академии), в котором наряду с богословием и греческим языком планировалось преподавание латыни, натурфилософии, а также ознакомление учеников с новейшими достижениями европейской гуманитарной науки и культуры. Московская Славяно-Греко-Латинская Академия начала свою работу уже после смерти Симеона, в 1687 году.

С начала переезда в Москву и до конца жизни Симеон Полоцкий занимался переводческой деятельностью; переводил с польского и латинского языков на церковнославянский, художественно обрабатывал литературные произведения.

Знакомство с греком Паисием Лигаридом, митрополитом Газским, который был советником русского царя по церковным делам, позволило Симеону Полоцкому окунуться в дела царского двора, присоединиться к сложной церковной дискуссии и реформе, которая была связана с деятельностью патриарха Никона, принять участие в работе Большого Московского собора 1666–1667 годов. Именно в связи с этим направлением деятельности Симеон создал свою первую книгу – «Жезл правления». Напечатанная в 1667 году, книга широко прославила имя Симеона Полоцкого в светских и церковных кругах российского общества. В 2013 году экземпляр этого издания был приобретён в корпоративную коллекцию ОАО «Белгазпромбанк».

С 1667 года Симеон Полоцкий был официально назначен придворным поэтом и воспитателем царских детей. Он лично учил наследников трона царевичей Алексея и Фёдора, царевну Софью, а также присматривал за воспитанием царевича Петра, который в дальнейшем станет императором Петром I Великим.

В конце 1678 года Симеон открыл в Кремле типографию, которую принято называть «Верхней», так как она находилась на верхнем этаже царского дворца. Это событие имеет исключительную значимость в истории культуры России, где до этого времени работали единичные типографии. Среди изданий «Верхней» типографии были книги учебного характера. Например, «Букварь языка славянска», включавший тексты Библии, православного катехизиса и важнейшие молитвы, что было характерно для большинства букварей того времени, и «Псалтырь Рифмотворная», составленная на основе библейской книги гимнов и песен, которые впервые в русской литературе были переведены Симеоном Полоцким в стихотворную форму.

В конце 1670-х годов Симеон Полоцкий составил два сборника поэзии: «Вертоград многоцветный» (1678), куда вошли стихи общественно-политической, морально-философской, семейно-бытовой тематики, и «Рифмологион, или Стихослов» (1680), который содержал панегирические произведения и элегические френы (плачи), написанные по случаю определенных событий. Цикл стихов под названием «Френы, или Плачи» на смерть царицы Марии Ильиничны считается одним из лучших примеров творчества Симеона Полоцкого. В «Рифмологион» также были включены образцы драматургической поэзии, написанные для придворного театра царя, – «Комедия притчи о Блудном сыне» и «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных».

Уже после смерти Симеона в двух сборниках, «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1683), были напечатаны его проповеди 1675–1676 годов. Считается, что сочинения Симеона Полоцкого оказали важное влияние на развитие русского литературного языка.

25 августа 1680 года Симеон Полоцкий скончался и был похоронен в Заиконоспасском монастыре Москвы.



Галерея работ