Моисеенко Евсей



Моисеенко Евсей Евсеевич
(1916, г. п. Уваровичи Буда-Кошелевского р-на Гомельской обл. — 1988, г. Ленинград, Россия)

Живописец. 

Известный советский живописец, народный художник СССР Евсей Моисеенко родился 15 (28) августа 1916 года в местечке Уваровичи Гомельского уезда Могилёвской губернии (сейчас – Буда-Кошелёвский район Гомельской области) в крестьянской семье. Азы художественного образования он получил в уваровичской семилетней школе под руководством учителя рисования Владимира Ларионова.

В 1931–1935 годах учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина, где готовили мастеров декоративно-прикладного искусства и художественных ремёсел; по завершении обучения получил диплом художника по металлу и папье-маше. Выпускной работой Евсея Моисеенко была роспись папки-адреса «Чапаев». Училище также рекомендовало Моисеенко для поступления в художественный институт на отделение живописи, как проявившего в процессе учебы склонность к станковому искусству.

При содействии известного советского живописца Василия Яковлева, обратившего внимание на произведения начинающего художника, в 1935 году Моисеенко был зачислен в ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры без вступительных экзаменов за три месяца до окончания учебного года. Непосредственными наставниками Моисеенко во время учёбы являлись ведущие представители реалистического направления в советской живописи 1930-х годов – Исаак Бродский и Александр Осмёркин. Влияние последнего на формирование молодого художника было особенно значительным. Моисеенко вспоминал: «Осмёркин учил понимать всё многообразие реалистического искусства, весь этот полнокровный мир, который состоит из разных, порой непримиримых величин, а не придерживаться кого-то одного. Только изучив всех, переболев всеми и отойдя от них, можно выйти на свою дорогу».

Обучение Евсея Моисеенко прервала Великая Отечественная война: в июле 1941 года, не завершив дипломную картину, он добровольцем ушёл на фронт. Часть, где служил Моисеенко, попала в окружение и плен; художник оказался в Германии, в концентрационном лагере Альтенграбов, откуда был освобождён войсками союзников в апреле 1945 года. Победу Евсей Моисеенко встретил, сражаясь в 3-м гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации Моисеенко возвратился в институт и в 1947 году окончил его, представив дипломную картину «Генерал Доватор». Работа получила отличную оценку. В июле 1947 года Евсей Моисеенко был принят в Ленинградское отделение Союза советских художников; с 1956 – член правления Союза художников РСФСР и выставочного комитета Союза художников СССР.

В 1958 году Евсей Моисеенко был приглашён преподавать в Ленинградском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Почти 30 лет художник руководил батальной мастерской, воспитав несколько поколений художников. В 1962 году он стал членом-корреспондентом, а 1973 – действительным членом Академии художеств СССР.

Широкую известность Моисеенко принесли сюжетные живописные полотна, посвящённые темам гражданской и Великой отечественной войн. Среди них: «Первая Конная» (1957), «Ополченцы» (1959), «Красные пришли» (1961), серия из 9 картин «Этого нельзя забыть» (1962), «Матери, сёстры» (1967), «Вестники» (1967), «Сын» (1969), «Черешня» (1969), «Победа» (1972), «9 Мая» (1975), «Ветераны» (1978), другие. Один из известных советских искусствоведов, Владимир Леняшин, так писал о художнике: «Он обладает исключительным даром: и «закричать шёпотом», и в тихие, обычные слова вложить огромный заряд энергии, драматизма, озвучить тишину, наполнить её памятью о прошлом и ни разу не сфальшивить».

Важное место в творчестве художника занимали также произведения бытового жанра, портреты, пейзажи и натюрморты.

Пик в искусстве Евсея Моисеенко пришёлся на 1960–1970-е годы.

Картины художника регулярно экспонировались на республиканских, всесоюзных, международных выставках; неоднократно награждались престижными премиями и наградами. Так, например, полотно «Красные пришли» в 1966 году было отмечено Государственной премией РСФСР имени И.Е. Репина; цикл картин «Годы боевые» в 1974 – Ленинской премией; серия живописных произведений «Память» в 1983 году – Государственной премией СССР.

В 1963 году Евсей Моисеенко был удостоен звания заслуженного деятеля РСФСР, в 1965 – народного художника РСФСР, в 1970 – народного художника СССР.

Художник получил многие высокие награды советской эпохи, среди которых орден Трудового Красного Знамени (1967), орден Дружбы народов (1976), звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» (1986).

В поздний период творчества художник неоднократно обращался к образу классика русской литературы Александра Пушкина, работал над произведениями на религиозные (новозаветные) сюжеты.

В 1982 году большая персональная выставка произведений Евсея Моисеенко состоялась в Государственном Русском музее в Ленинграде: в 19 залах Корпуса Бенуа было показано более 700 живописных и графических работ художника.

Евсей Моисеенко скончался 29 ноября 1988 года. Похоронен художник в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Произведения Евсея Моисеенко представлены в собраниях многих государственных музеев и частных коллекциях разных стран мира. В том числе, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Центрального музея вооружённых сил СССР в Москве, других. Две работы художника находятся в Беларуси: этюд (1946) в Картинной галерее им. Е.Е. Моисеенко в городе Бу́да-Кошелёво Гомельской области, и живописное полотно «Нарциссы» (1970–1980-е) в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».



Галерея работ