В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится девять произведений выдающегося мастера искусства первой четверти ХХ столетия – Льва Самойловича Бакста, которые представляют разные периоды, направления и аспекты творчества художника. Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица» Игоря Стравинского, является блистательным примером работы Бакста в области театрально-декорационного искусства, которая, при всей многогранности склонностей и интересов художника, занимала в его творчестве наиболее важное, можно даже сказать, определяющее место.
Начало театральной деятельности Льва Бакста относится к первой половине 1900-х годов, когда он оформил ряд постановок в Эрмитажном, Мариинском и Александринском театрах Санкт-Петербурга, заявив о себе как смелом художнике-новаторе. Однако наибольшего успеха в области театрально-декорационного искусства Лев Бакст достиг в содружестве с прославленным антрепренёром Сергеем Дягилевым, организатором знаменитых «Русских сезонов» и труппы «Русский балет Дягилева».
История «Русских сезонов», главной целью которых было знакомство европейской публики с культурой и искусством России, началась с грандиозной «Русской художественной выставки», открывшейся в 1906 году в Париже в рамках Осеннего салона. В экспозиции было представлено более семисот произведений искусства от древнерусской иконописи до новейшей живописи. Через год – в 1907 – Париж услышал пять «Исторических русских концертов», представлявших музыку русских композиторов от Михаила Глинки до Александра Скрябина. В 1908 году на сцене парижского Гранд-опера́ шёл ««Борис Годунов» Модеста Мусоргского с участием Фёдора Шаляпина. И, наконец, в 1909 году в Париже состоялся первый «Русский сезон», в программе которого значительное место занял балет. Успех превзошёл самые смелые ожидания. Публика восторженно отзывалась о мастерстве русских танцовщиков – Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, музыке Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Михаила Глинки и других композиторов, чьи произведения составили музыкальную основу балетов, об уникальных декорациях и костюмах работы Николая Рериха, Александра Бенуа, Льва Бакста. Пресса писала о беспрецедентном художественном явлении в истории мирового театрального искусства. Так начались балеты «Русских сезонов», ставших впоследствии регулярными, а с 1913 года превратившихся в «Русский балет Дягилева», который продолжал действовать вплоть до смерти своего создателя в 1929 году.
Лев Бакст был одной из центральных фигур дягилевской антрепризы. Большая часть балетов первых сезонов шла в его сценографии. Декорации и, особенно, костюмы художника, благодаря смелым, экспериментальным решениям, во многом определяли впечатление от постановок.
К созданию эскизов для одноактного балета «Жар-птица» Лев Бакст приступил в связи с запланированной постановкой в сезоне 1910 года. Либретто спектакля было создано Михаилом Фокиным, выдающимся хореографом, также работавшим в труппе Дягилева, на основе русских народных сказок об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке, о Кощее Бессмертном и царевне Ненаглядной Красе. Все сюжетные ходы балета были построены вокруг образа ослепительно прекрасной Жар-птицы – главного персонажа зачарованного царства Кощея, где разворачиваются события спектакля. Музыку для балета по заказу Дягилева написал Игорь Стравинский, в то время ещё начинающий, но подающий блестящие надежды, композитор. Хореография была создана Фокиным. Художественное оформление постановки делал Александр Головин. Над эскизами костюмов Жар-птицы и царевны Ненаглядной Красы работал Лев Бакст.
Сложный, напряжённый силуэт, «горящие» жёлтые, оранжевые, красные цвета костюма Жар-птицы резко противопоставляли её образами всех остальных персонажей балета, перекликались с экзотической пластикой её танца, создававшей впечатление полёта. Словно настоящее пламя появлялась она на сцене, освещая сад зачарованного царства, написанный Головиным в глубоких синих тонах. Движение пятна её костюма определило красочную, цветовую композицию постановки.
Премьера балета, состоявшаяся 25 июня 1910 года на сцене Гранд-опера́, имела огромный успех. «Наши спектакли… взбудоражили… весь Париж. Казалось, что все парижане в один день сделались ярыми балетоманами», – рассказывала балерина Тамара Карсавина, исполнительница партии Жар-птицы.
Образ Жар-птицы увлёк Льва Бакста. В течение 1910–1920-х годов он возвращался к нему неоднократно, находя всё новые и новые решения. В рисунке 1922 года, находящемся в собрании банка, образ представлен в «остановленном мгновении» танцевального движения, исполненного неги и ночной истомы, на динамику которого намекает выразительная пластика рук. Трактованный плоскостно и стилизованно, эскиз позволяет детально рассмотреть и в полной мере оценить «неисчерпаемость орнаментальной изобретательности» Бакста, о которой писали многие критики. Вычурные, мягко струящиеся линии формируют фантастический облик-костюм Жар-птицы: головной убор с высокими оранжево-красными, огненными перьями и золотыми нитями; унизанный жемчугом и перевитый нитями бус верх платья; причудливо орнаментированную юбку, напоминающую лепестки цветка и, одновременно, языки пламени; полосатое трико и изящные туфельки на ногах, скрещенных в танцевальном движении. Она вся – словно экзотический цветок, который держит в руке. Наряду с линией, чрезвычайно важная роль в эскизе принадлежит цвету. «Я часто замечал, – писал Бакст, – что в каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике действием эффектов, которые производят различные оттенки». Соединяя белое и огненно-золотое, художник мастерски раскрывает образ персонажа, его характер, темперамент, принадлежность к миру фантазий и грёз. Произведение является ярким примером зрелого стиля искусства Льва Бакста, исключительного по своей гармонии и красоте.