«Адам и Ева» – одно из шести живописных произведений, которые в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представляют творчество уроженца Могилёва, живописца Абрама Исааковича Моносзона.
Большая часть жизни художника прошла в Москве, куда он переехал из Беларуси в 1934 году. Здесь он учился на художественном отделении Текстильного института, сюда вернулся после демобилизации в августе 1945 года, в Москве он жил и работал до конца своих дней.
Путь Абрама Моносзона к зрителю был долог и тернист. Живописец, чьё искусство шло вразрез с канонами социалистического реализма, который в начале творческой карьеры был со скандалом изгнан из рядов Союза художников РСФСР за «неверное отображение образа вождя» на полотне на тему ленинианы, в СССР был обречён на неприятие и забвение. Однако все невзгоды, выпавшие на долю Абрама Моносзона, не сломили его как художника. Несмотря на отсутствие заказов и не допуск работ на выставки, он не оставил кисть, не изменил своей ярко-характерной, экспрессивной манере письма, не перестал работать в области сюжетно-тематической живописи. Более того, сам факт исключения из контекста официального искусства стал для Моносзона поводом для полного творческого раскрепощения. Заслуженное признание пришло к художнику лишь в начале XXI века, в последние годы его долгой жизни.
Значительное место в творчестве Абрама Моносзона занимали произведения на библейскую тематику. Начиная с 1970-х годов, художник неоднократно обращался к ветхозаветной истории Адама и Евы, к сюжету их изгнания из рая, всякий раз осмысливая его по-разному.
На полотне «Адам и Ева» из банковского собрания, которое датируется 1970-ми годами, момент изгнания из рая изображен художником с трогательной бесхитростностью и, одновременно, с глубоким психологизмом. Авторская интерпретация библейского события при всей экспрессивности художественного решения лишена трагизма: Адам и Ева покидают рай, чтобы начать новую жизнь на земле. И пусть она будет наполнена трудностями, вершить свои судьбы теперь они будут самостоятельно. Художнику близки и понятны состояние и эмоции персонажей, и его рассказ о них пронизан сочувствием и тёплой иронией. В подобной трактовке произведения Моносзоном присутствует глубоко личное, и даже отчасти автобиографическое содержание, – художник как никто другой понимает: когда что-то заканчивается, что-то непременно начинается.
Произведение наполнено бытовыми подробностями и тонко подмеченными деталями – будь то корзина с яблоками, которые запасливая Ева захватила с собой в дорогу «на первое время», или же подкупающе естественный жест Адама в его последнем споре с Ангелом, который выпроваживает пару за врата райского сада. Всё это придает происходящему особенную жизненность, делает событие Священной истории «достоверным».
В картине «Адам и Ева» Абрам Моносзон демонстрирует своё высокое мастерство колориста и умение посредством цвета вызывать у зрителя эмоциональный отклик. Уверенными, энергичными мазками художник вылепливает формы цветом. Произведение написано свободно, широко и темпераментно. Колорит полотна удивительно целен. Живопись построена на сочетаниях насыщенных красно-коричневых, приглушённо-оранжевых и серовато-лиловых тонов, передающих теплоту и материальность земного мира. Умело использованные художником цветовые акценты, такие как, корзина с как будто светящимися изнутри золотистыми яблоками и белоснежные вспышки крыльев неумолимого Ангела, дополняют колористическую гамму полотна. С цветовым решением основной части картины контрастируют просветы пронзительно-голубого неба на заднем плане. Тяжелые, плотные, фактурно разработанные массы облаков, затягивающие большую часть неба, словно окончательно отрезают первым грешникам путь к возвращению: небеса рая остались для них позади, их путь лежит в новый, неведомый мир.