Абрам Исаакович Моносзон
(1914, Могилев — 2007, Москва)
Живописец.
Художник Абрам Моносзон родился в 1914 году в губернском городе Могилёв в семье ремесленника-слесаря Ицхака Моносзона. Точная дата рождения требует уточнения. Благодаря старшему брату, художнику Моносу Моносзону, который в 1925–1929 годах учился в Белорусском художественном техникуме (так в 1924–1934 годах называлось витебское Народное художественное училище), заинтересовался искусством. Азы художественного образования получил, вероятно, под руководством брата либо, по другим сведениям, живописца Натана Воронова, также уроженца Могилёва.
После службы в армии в 1934 году Абрам Моносзон переехал в Москву. Поступил на художественное отделение Московского текстильного Института, где занимался под руководством известного живописца-пейзажиста Александра Куприна, в 1911–1917 годах – активного члена объединения «Бубновый валет», и художника Вениамина Эйгеса, творчеству которого был свойственен глубокий интерес к отображению еврейской культуры и быта. Куприн и Эйгес оказали значительное влияние на формирование индивидуальной живописной манеры Моносзона. В 1941 году молодой художник завершил обучение.
Во время Великой Отечественной войны Абрам Моносзон был призван на фронт. После демобилизации в августе 1945 года вернулся в Москву.
В первые послевоенные годы Моносзон писал преимущественно пейзажи и натюрморты. С 1949 года был постоянным участником городских, республиканских и всесоюзных художественных выставок, экспозиций Московского отделения Союза художников РСФСР (МОСХ РСФСР).
С 1950-х годов Моносзон наряду с созданием пейзажей и натюрмортов обратился к сюжетно-тематической картине и жанровой живописи, в которых яркое воплощение получили национальные еврейские мотивы.
В 1950-е годы художник создал несколько эмоционально пронзительных произведений на тему Великой Отечественной войны, в память о своих погибших родных и всех жертвах Холокоста («Портрет матери», «Сгоревшее детство», «У врат рая», другие). Нередко специалисты объединяют эти работы в одну серию «Холокост».
В 1956 году произведения Абрама Моносзона перестали допускать к участию в выставках, а сам он был исключён из МОСХа. Поводом к этому стала написанная Моносзоном в свойственной ему яркой характерной, экспрессивной манере картина «Ленин и дети», которая, как отмечали критики, «неверно отображала образ вождя». В Советском союзе это обозначало конец любому развитию карьеры. Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, Абрам Моносзон продолжил активно работать.
В 1960-е годы художник написал цикл жанровых произведений «Коммунальная Москва», где с большой долей иронии изобразил жизнь и быт обитателей коммунальных квартир. Одна из работ цикла – «Игра в карты» (1962) представлена в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».
Серию произведений «Воспоминание о местечке» («Майн Могилёв», «Мой Могилёв») Моносзон посвятил родному городу – Могилёву и своим детским впечатлениям от него.
В 1970–1990-е годы художник писал религиозные и жанровые композиции, пейзажи и натюрморты. Стилистически и концептуально произведения Абрама Моносзона близки экспрессионизму.
1982–1995 годами датируется одна из лучших живописных серий художника, вдохновлённая сюжетами Тана́ха – еврейского Священного Писания. По содержанию Тана́х во многом совпадает с Ветхим Заветом Библии: в нём описаны сотворение мира и человека, божественный завет и заповеди, а также легендарная история еврейского народа. В цикл входят произведения «Адам и Хавва́», «Изгнание из Рая», «Йосеф раздает хлеб в Египте», «Первые скрижали», «Золотой телец», «Шимшон и Далила», «Пир Валтасара», «Рут-моавитянка», «Ахашверош, Эстер и Аман», другие.
В 1990-х годах художник познакомился и сблизился с литератором Александром Фи́льцером, видным деятелем еврейского культурного движения в СССР, в московской квартире которого с конца 1970-х и до 1999 года неофициально действовал Музей современного еврейского искусства. В 1997 году здесь прошла первая, после долгого перерыва, выставка картин Абрама Моносзона.
Широкий интерес к творчеству художника возник в 2000-х годах, когда работы Моносзона заметила искусствовед Любовь Агафонова, арт-директор московской художественной галереи «Веллум», и начала пропагандировать их. Благодаря усилиям Агафоновой произведения Абрама Моносзона были показаны на ряде выставок, среди которых персональная выставка в Центральном доме художника в Москве (2004), групповая выставка «Другое искусство. Праздники» в Центральном доме художника в Москве (2006), посмертные мемориальные персональные выставки в Музее Марка Шагала в Витебске (2009) и в Государственном музее искусства народов Востока в Москве (2014).
24 января 2007 года художник скончался в Москве.
Произведения Абрама Моносзона представлены во многих частных собраниях России, Израиля, Франции, США, других стран мира. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится шесть работ художника, в том числе «Игра в карты» из цикла «Коммунальная Москва» (1962), два пейзажа, религиозные композиции «Адам и Ева» и «Изгнание из рая» (все – 1970-х годов), а также жанровая композиция «Пожар» (1990).